Посол РФ: Россия и Вьетнам близки к соглашению о строительстве АЭС


Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Россия укрепляет влияние во Вьетнаме: АЭС, ВТС и расчёты в нацвалютах

Россия наращивает свое влияние в Юго-Восточной Азии, в том числе в энергетическом сегменте. Межправительственное соглашение о возведении атомной электростанции во Вьетнаме в настоящий момент проходит процедуру согласования, и следующим шагом должно стать подготовка технико-экономического обоснования проекта, заявил «Известиям» посол РФ в Ханое Геннадий Бездетко. Для обсуждения расширения российско-вьетнамских связей, в том числе в энергетике, прибыл секретарь Совета безопасности РФ Сергей Шойгу — в течение двух дней он вел переговоры с высшим руководством Вьетнама. Двустороннее сотрудничество давно вышло за пределы темы мирного атома: растет доля расчетов в национальных валютах, все больше россиян едет во Вьетнам с туристическими целями, а подготовка вьетнамских специалистов в России продолжается. О нарастающих связях между Москвой и Ханоем — в материале «Известий».

РФ и Вьетнам приближаются к созданию АЭС

Россия укрепляет позиции в регионе Юго-Восточной Азии. С официальным визитом Вьетнам посетил секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу. По итогам его поездки он назвал ряд направлений, которые активно обсуждались сторонами — военно-техническое сотрудничество и другие перспективные области, среди которых энергетика, включая атомную, сельское хозяйство и разработка полезных ископаемых.

Кроме того, Россия и Вьетнам уже длительное время ведут переговоры о строительстве атомной станции, и сейчас соответствующие документы находятся на стадии согласования, сообщил «Известиям» посол РФ в Ханое Геннадий Бездетко.

— Идут переговоры, заключаются профильные межправительственные соглашения. У нас «Росатом» не начинает работать ни по одному энергообъекту за рубежом, пока не будут подписаны профильные межправительственные соглашения. Вот сейчас этот документ находится на стадии согласования. Когда согласуется, будет переход на другой этап — подготовку технико-экономического обоснования проекта, — сказал он.

Речь идет о возобновлении проекта АЭС «Ниньтхуан-1», который примерно восемь лет находился в замороженном состоянии. Ханой начал формировать правовую базу для этого проекта еще с 2009 года. В 2010-м между Вьетнамом и Россией было подписано межправительственное соглашение, подготовительные работы стартовали в 2011-м, но в 2016-м парламент Вьетнама принял решение о приостановке проекта и строительство было заморожено.

Тогда вьетнамские власти объясняли отказ финансовыми трудностями, снижением потребности в электроэнергии и удешевлением традиционных источников энергии. На решение, по мнению руководителя Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, члена ученого совета Института востоковедения РАН Дмитрия Мосякова, повлияли и события на японской АЭС «Фукусима».

Справка «Известий»

В марте 2011 года после мощного землетрясения и цунами на японской АЭС была разрушена система охлаждения реакторов, что привело к их перегреву и частичному расплавлению активной зоны на нескольких блоках. В результате произошли выбросы радиоактивных веществ, эвакуация десятков тысяч людей из зоны вокруг станции и была запущена долгосрочная программа ликвидации последствий аварии.

Эти события, безусловно, могли вызвать страх у вьетнамцев. Ханой сделал ставку на развитие зеленой энергетики, отметил эксперт.

— Экономическое развитие Вьетнама в значительной степени требует увеличения производства электроэнергии. Тем более что они в свое время сделали выбор в пользу этой зеленой энергетики, очень много денег вложили в нее, но выяснилось, что этого явно недостаточно, — заявил «Известиям» Мосяков.

Поворот в проекте произошел в 2024 году, когда парламент дал проекту новую жизнь. Уже в январе 2025-го, в ходе визита вьетнамского руководства премьер-министра РФ Михаила Мишустина, было подписано совместное коммюнике о комплексном плане сотрудничества до 2030 года, где отдельным блоком выделена энергетика, в том числе атомная.

Тогда же «Росатом» и государственная корпорация Vietnam Electricity (EVN) подписали меморандум о взаимопонимании по развитию сотрудничества в атомной энергетике и реализации проекта АЭС «Ниньтхуан». К слову, еще в июне прошлого года премьер-министр Фам Минь Тьинь принял в Ханое главу «Росатома» Алексея Лихачева и просил российскую сторону продолжать поддержку в подготовке кадров по ядерной науке.

Именно в подготовке специалистов Москва играет важную роль для Ханоя. По словам Бездетко, многие технические вузы Вьетнама до сих пор используют переведенные советские учебники.

— Страна развивается, стране нужны именно технологии. Поэтому мы подготовили уже где-то 300 [вьетнамских] специалистов в области атомной энергии. Они в Обнинске у нас обучались. Еще будем готовить, активно готовить в других наших ведущих вузах — и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Томске, и в Новосибирске. До тысячи стипендий ежегодно выделяются вьетнамским гражданам на обучение в российских бюджетных учреждениях, — подчеркнул посол.

Военно-техническое сотрудничество

Москва намерена развивать сотрудничество с Вьетнамом «по широкому спектру направлений, включая военное и военно-техническое сотрудничество», заявил Сергей Шойгу во время визита. Эти вопросы он обсуждал на встрече с министром национальной обороны Вьетнама Фан Ван Зянгом. В состав российской делегации вошли представители Минобороны, ФСВТС и «Рособоронэкспорта», которые, по его словам, заинтересованы в более плотном взаимодействии с вьетнамскими партнерами.

Страны стремятся развивать партнерство не только в рамках военно-технического сотрудничества в целом, но и по линии силовых структур и спецслужб, заявил «Известиям» заместитель директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Александр Королев.

— В частности, министерство общественной безопасности Вьетнама активно сотрудничает с российскими различными ведомствами, такими как ФСБ, МВД, Генеральная прокуратура РФ, и достаточно активно координирует свое сотрудничество по направлениям борьбы с терроризмом и экстремизмом, — отметил эксперт.

Об этом также говорил Шойгу. Москва предлагает Ханою свой опыт в противодействии террористическим угрозам с применением беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, Россия делится своими наработками в сфере информационной безопасности.

— Тысячи вьетнамских военнослужащих и офицеров уже прошли и проходят обучение в различных военных академиях и военных учебных заведениях в Москве, что тоже обеспечивает долгосрочную совместимость систем по линии военно-технического сотрудничества. Это также повышает уровень институционального доверия между сторонами, — отметил Королев.

При этом конкретику по военно-техническим соглашениям с Вьетнамом стараются не раскрывать из-за риска вторичных санкций. В рамках контрактов Москва поставляла Ханою танки, самолеты и даже фрегаты. Сейчас речь может идти об их обслуживании.

Торговля и туризм с Вьетнамом

Чтобы упростить расчеты, Россия и Вьетнам переходят на взаимные платежи в национальных валютах. Во время официального визита в Ханой летом 2024 года президент РФ Владимир Путин прямо говорил, что доля транзакций между странами в рублях и донгах в 2023 году составляла около 40%, а в I квартале 2024-го уже почти 60%. Этот показатель, отметил российский посол, продолжает расти.

— Во-первых, расчеты в нацвалютах позволяют финансовым операциям идти вне контроля американской финансовой системы и решать проблемы платежей между странами в условиях санкций. Кроме того, это чрезвычайно выгодно и для расширения спектра нашей торговли, — объяснил Мосяков.

Параллельно увеличивается число прямых авиарейсов между странами. После приостановки авиасообщения в 2020 году первые регулярные прямые перелеты из России во Вьетнам возобновились 31 января 2024 года, когда «Аэрофлот» восстановил рейсы из Шереметьево в Хошимин. С тех пор частота таких полетов только выросла.

— Прямой авиарейс у нас Иркутск – Ханой. Плюс чартерные рейсы из разных городов с туристами в город Нячанг. В город Нячанг нам обещают поднять количество рейсов ежемесячно чуть ли не до 100. У нас за этот год 490 тыс. туристов (из России. — Ред.). Это серьезно, — сказал Бездетко.

При этом география полетов будет расширяться, как и поток российских туристов в страну. Россия движется к допандемийному уровню, когда поток россиян составлял около 600 тыс. человек. Для сравнения, в 2024 году во Вьетнам приехали порядка 232 тыс. туристов из РФ, а в 2023-м их число было еще меньше — 120–125 тыс. человек.

Помимо АЭС во Вьетнаме планируют открыть и русскую школу. Идея обсуждалась еще во время январского визита Мишустина. Как отмечал глава Минэкономразвития Максим Решетников, школа нужна для обучения вьетнамцев русскому языку, чтобы затем они могли приезжать работать в Россию. Эта тема остается в повестке двусторонних отношений, сообщил Бездетко. Сначала необходимо подписать соответствующий документ, после чего может начаться реализация проекта.

В целом в Юго-Восточной Азии сохраняется устойчивый интерес к России, полагает Дмитрий Мосяков. При этом развитие отношений происходит не только в экономической плоскости, но и в политической, поскольку страны региона и Москва разделяют схожие подходы к множеству вопросов как внутри региона, так и за его пределами, заключил эксперт.