Марина Неелова стала свахой в театре «Современник»


Фото: пресс-служба театра «Современник»

Бальзаминов как русский Дон Кихот: полёты, заборы и пышные невесты

Первой премьерой 70-го, юбилейного сезона «Современника» стала комедия «Женитьба Бальзаминова» в постановке Сергея Газарова. В авторской интерпретации главный персонаж предстает не как инфантильный чудак, а как русский Дон Кихот, существующий сразу в двух реальностях. Роль свахи Акулины Гавриловны Красавиной исполнила народная артистка России Марина Неелова. Для спектакля постановочная группа установила на сцене четыре ряда заборов, заставила артистов взлетать и много пить. «Известия» посетили премьерный показ.

Полет во сне и наяву

Билеты на показ раскупили сразу же после начала продаж. Материал знакомый публике: Островский — неизменный классик, а фильм по его пьесе «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным, Нонной Мордюковой, Лидией Смирновой давно полюбился зрителям. К тому же состав исполнителей привлекателен. В числе актеров — блистательная Марина Неелова, звезда «Театра Олега Табакова» Наталья Качалова, Дмитрий Смолев, сыгравший главную роль «особенного человека» в постановке Гарика Сукачева «САШАШИШИН». Также в спектакле заняты Виктория Романенко, Ольга Родионова, Дарья Белоусова, Илья Древнов, Мария Ситко.

В основе сценического сюжета лежат две пьесы Александра Островского — «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «За чем пойдёшь, то и найдёшь». По фабуле, Михайло Бальзаминов мечтает о богатстве и счастье, которые он усматривает лишь в выгодном браке. «Мне все богатые невесты красавицами кажутся», — признается он, бродя по московским улицам в поисках судьбы. В своих грезах он то предстаёт генералом, то царем, который создает справедливый мир, где богачи соединяются с бедными.

Итак, действие открывается миром фантазий. Бальзаминов мечтает под музыкальное сопровождение. Его невесты в кринолинах кружатся в вальсе из оперы «Фауст» Гуно. Сам герой буквально парит над сценой и в полете пытается поймать ту самую девушку из своих грез. Полет фантазий у Бальзаминова обширен: на сцене устроены райские кущи, свисают лианы белых цветов, а между ними танцуют красавицы.

Маменькин сынок

Мишенька Бальзаминов в мечтах — высокий, стройный блондин.

— Я тоже часто себя видел таким, аки Брэд Питт, но ничего, скоро я его заменю, похудеть только, — признается «Известиям» Дмитрий Смолев.

В своей воображаемой картине Бальзаминов выглядит как голливудский двойник и парит среди невест во сне. По мнению актера, идеал достижим.

— Еще пару спектаклей, и буду весить килограмм 40, — улыбается Дмитрий.

Постановка требует больших физических затрат. Артисты много танцуют, бегают по лестницам, перелезают через заборы или пролезают через прорези в них. Горят софиты, управляемые художником Дамиром Исмагиловым. К тому же на актерах многослойные костюмы, и в них не прохладно.

Костюмы соответствуют эпохе. Как писал Островский, именно такими предстают герои его произведений. Но внешне они иные, чем в классическом фильме Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова», где Мишеньку играл сухопарый Георгий Вицин. У Сергея Газарова на сцене видно разборчивого жениха круглолицего, упитанного и улыбчивого — таким поставлен Дмитрий Смолев.

— В фильме Бальзаминову 28, а у нас ему 43, и он совсем не такой, — уточняет артист. — И это уже другая история.

Режиссер Сергей Газаров показывает главного героя не как инфантильного чудака, а как «русского Дон Кихота» — мечтателя и философа, живущего одновременно в реальном и вымышленном мирах. И спектакль начинается именно с иллюзорной, цветной стороны жизни.

— Это многоярусная, великая пьеса Островского, в ней так много слоев, не каждый режиссер находит свою версию прочтения, — говорит режиссер. — Мне показалось, что тема поиска счастья в пьесе очень актуальна для человека. И не только для нашего. Все люди в мире так живут, все ищут счастье.

Поэтому постановщик решил на сцене воплотить стремление к эфемерному. Человек устроен так: даже имея все, он постоянно стремится быть лучше, красивее, богаче. И этому сопротивляться не следует.

— Надо просто понять, что же мы ищем, и тогда — вот оно, счастье! — считает Сергей Газаров. — Бальзаминов — человек, умеющий мечтать и видеть сны. А сны — это жизнь, в которой мы хорошие, мужественные, отважные, умные, красивые.

Рыжий клоун в кринолине

Проводником в мир грез для Мишеньки выступает сваха Акулина Гавриловна Красавина. На эту роль режиссер пригласил народную артистку России Марину Неелову. Образ, придуманный художниками по костюмам Марией Боровской и гримерами, напоминает рыжего клоуна в кринолинах. Марина Мстиславовна сама приняла такую идею и на сцене активно комичит, балагурит, говорит детским голосом. А от крепкого словца свахи и ее прибауток под рюмочку зал катится со смеху.

Красавина пьет за двоих. Почему бы нет — на нее возложены надежды в доме Бальзаминовых. Мать Мишеньки, Павла Петровна (Мария Ситко), давно мечтает пристроить разборчивого сына к богатой невесте, чтобы он, наконец, обрел то, о чем столько грезит. Дома он спит, как в колыбели, и мать почти поет ему колыбельную. И не ведает она, что Миша уже намерен похитить невесту.

Надежда — на сваху. И та уже сватае богатую невесту для бедного чиновника — Домну Евстигневну Белотелову, тучную и сердечную даму. Состояние у нее «сверх границ». Пятый год вдова. И вот она, по словам свахи, решила вступить в брак. Наталья Качалова убедительна в роли богатой невесты — действительно «сверх границ». Вишневая бархатная юбка на внушительных фижмах, золотой корсет, шелковая белая блуза. Барыня словно сошла с полотен Кустодиева. И кому достанется такая красота?

Домна Белотелова все твердит: я добрая! Она хлебосольная хозяйка и любит поесть. В доме и в беседке всегда накрыт стол. Но жизнь у нее скучна. Ей бы собачонку или мужичка, чтобы развлечься. Пока же развлечения сводятся к разговорам со свахой и грезам о женихе.

Белотелова живет за высоким резным забором, через который Бальзаминов проникает в ее усадьбу. Ограда стала ключевой декорацией спектакля. На сцене размещены четыре ряда заборов, один выше другого. Каждый из них символизирует сословие, достаток и вкус хозяев. Идея с оградами родилась у режиссера после поездки в Щелыково, усадьбу Островского в Костромской области. Какие только заборы там не видел Сергей Газаров. Их воплотила в декорациях Евгения Шутина. Сценография сложна: кроме зрительного впечатления декорация должна внушать уверенность, что с нее не упадешь, а при необходимости — легко разобрать.

У Белотеловой забор такой же монументальный, как и сама хозяйка. В порыве влюбленности хозяйка срывает ворота с петель и под арию Царицы Ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта» кружит с громадиной в руках. Успокоить экспрессивную невесту стоит больших усилий.

В начале спектакля Бальзаминов говорит: «В нашем деле без счастья ничего не сделаешь. Ничего не нужно, только будь счастье». И потом еще раз двадцать возвращается к этой мысли. Создатели постановки уверены, что мечтать о счастье никогда не поздно.

Следующие премьерные показы «Женитьбы Бальзаминова» в «Современнике» — й28 и 29 декабря.