Ученые выявили лягушку с неожиданно высокой устойчивостью к яду, которая регулярно поедает шершней, несмотря на их опасные жала. Исследователи полагают, что этот вид может служить полезной моделью для изучения механизмов развития толерантности к ядам у животных. Об этом 4 декабря сообщил журнал Science Daily.
Для многих людей даже вид жала шершня вызывает страх. Тем не менее некоторые животные — в том числе птицы, пауки и лягушки — регулярно охотятся на взрослых шершней. Укус такого насекомого способен вызвать острую боль, повреждения тканей и серьезные системные нарушения, включая разрушение эритроцитов и сбои в работе сердца, что в отдельных случаях может привести к летальному исходу.
«Хотя исследования содержимого желудков показали, что прудовые лягушки иногда едят шершней, ни одно экспериментальное исследование не изучало, как это происходит», — заявил эколог из Университета Кобе Синдзи Сугиура.
Для ответа на этот вопрос Сугиура провел лабораторные опыты с отдельными взрослыми прудовыми лягушками и представителями трех видов шершней — желтого японского (Vespa simillima), восточноазиатского (Vespa analis) и гигантского азиатского (Vespa mandarinia). Каждое земноводное использовали в эксперименте однократно, а пары хищник — добыча подбирали по размерам; более крупные лягушки сталкивались с гигантскими азиатскими шершнями.
Сугиура обнаружил убедительные свидетельства того, что взрослые прудовые лягушки активно атакуют все три вида шершней. Еще более поразительно, что 93%, 87% и 79% лягушек успешно съели соответственно желтого японского, восточноазиатского и гигантского азиатского шершней, несмотря на укусы. По словам ученого, в то время как мышь такого же размера может погибнуть от одного укуса, лягушки не испытывают заметного вреда даже после многократных ужалений.
Ранние работы показали, что интенсивность боли от укуса не всегда соотносится с токсичностью яда. Некоторые пчелы, осы и муравьи наносят исключительно болезненные, но не летальные укусы, тогда как другие вызывают минимальную боль при высокой токсичности. Это позволяет предположить, что лягушки из исследования могли эволюционно развить двойную стойкость — и к болевому эффекту, и к токсичности яда шершней — что дает им возможность успешно охотиться на рабочих особей.
Сугиура пояснил, что это открытие ставит важные задачи для дальнейших исследований. Ученые теперь намерены выяснить, имеются ли у прудовых лягушек физиологические особенности — например физические барьеры или специфические белки, которые снижают боль и токсичность шершневого яда, или же токсины просто малоэффективны для амфибий, которые редко атакуют колонии. По его мнению, эти лягушки могут стать значимой моделью для изучения того, как позвоночные приобретают устойчивость к яду и боли.
На сайте телеканала «Би-би-си» 21 ноября сообщили об обнаружении ультраредкого розового кузнечика в Новой Зеландии. Уточнялось, что насекомое является мутантной формой крупного низинного вида и было найдено в регионе Те Манахуна на Южном острове. По словам сотрудницы Департамента охраны природы Джен Шори, увидеть подобное насекомое — редкое профессиональное везение и напоминание о хрупкости местной природы.