В Приднестровье состоялись парламентские выборы, после которых в начале декабря приступил к работе новый состав Верховного совета. Главным эпизодом кампании стала заметно низкая явка — на участки пришли лишь 26% от числа зарегистрированных избирателей. Эксперты объясняют это тем, что жители республики больше озабочены экономическими трудностями и энергетическим кризисом, чем политическими столкновениями. «Известия» выясняли подробности.
Дождь против явки30 ноября в Приднестровье прошли выборы в местный парламент — в Верховный совет. Республику разделили на 33 мажоритарных округа, по одному депутату от каждого. При этом конкуренция была минимальна: в 21 округе шел только один кандидат, а в 12 округах боролись по два претендента.
В период подготовки голосования приднестровская служба МГБ сообщала о якобы попытках молдавских властей сорвать выборы. Утверждалось, что членам избирательных комиссий пришли телефонные угрозы и шантаж. Тем не менее сам процесс голосования завершился спокойно. Все выдвигавшиеся на переизбрание депутаты одержали победу, а в 11 округах, где действующие парламентарии не участвовали, мандаты достались новым людям.
Ключевым событием дня голосования стала низкая активность избирателей: на участки пришли всего 26% граждан. Для сравнения: на парламентских выборах 2020 года явка составляла 27,7%, в 2015 году — 48%. Максимальный показатель был в 2006 году при референдуме о присоединении к России — тогда на участки пришли почти 80% избирателей.
Глава Центризбиркома ПМР Станислав Касап связал низкую явку с плохой погодой: 30 ноября в республике шел дождь весь день. Он добавил, что сейчас в Приднестровье отсутствуют острые конфликтные ситуации и общественного раскола, поэтому и активность избирателей небольшая. Независимые наблюдатели, однако, отмечают, что жителей региона в большей степени тревожат экономические трудности и энергокризис, а не политические баталии.
Стоит отметить, что эта избирательная кампания стала прологом к президентским выборам, которые назначены на декабрь следующего года. Действующий глава республики Вадим Красносельский не сможет баллотироваться вновь, так как завершает второй подряд срок. Традиционно спикер парламента считается одним из главных претендентов на президентский пост. Однако в новом созыве председателем Верховного совета стала 32-летняя Татьяна Залевская, которой за год будет трудно наработать достаточный политический вес, поэтому вопрос остается открытым.
Зима близкоСоциально-экономическая обстановка в Приднестровье по-прежнему сложная, одной из основных проблем остается энергокризис, с которым Тирасполь борется весь год. Трудности начались в январе, когда через территорию Украины перестал идти российский газ. В результате прошлой зимой экономика и население ощутили острые последствия: в течение месяца республика жила без отопления и горячей воды, электричество подавалось лишь фрагментарно.
Это привело к критической ситуации: остановились промышленные предприятия, большинство школ и детских садов были закрыты. Руководство Приднестровья в срочном порядке искало выход. В результате была согласована сложная схема: Россия перечисляет средства на счета компаний в ОАЭ, те оплачивают венгерскому оператору MET, который при посредстве компании «Молдовагаз» поставляет топливо конечным потребителям в ПМР.
После внедрения этой схемы положение стало лучше — в домах вновь включили отопление и воду. Тем не менее перебои случались периодически. Так, в октябре в Тирасполе снова ввели режим экономии ресурсов, горячую воду подавали по графику, а в республике закрылись все газовые заправки. Позже в «Молдовагазе» заявили, что спорные вопросы урегулированы и поставки возобновляются.
Сейчас на пороге очередная зима, и в ПМР царят обеспокоенные настроения. Молдавские власти постоянно намекают, что республике стоит отказаться от российской помощи, и часть экспертов опасается новых сбоев в холодный период. По ряду сообщений, запасов газа в Приднестровье хватит примерно на две недели, власти заявляют о создании 34 пунктов обогрева, что показывает: официальные структуры Тирасполя не исключают повторения трудностей.
Вторая крупная проблема — экономические трудности. За январь–октябрь этого года внешнеторговый оборот Приднестровья упал на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт сократился на 42%, импорт — на 25%. Среди причин указаны таможенные ограничения, введенные молдавской стороной, а также те же перебои с топливом.
Третья проблема — политическое давление и риск эскалации со стороны Молдавии. Президент Майя Санду регулярно требует вывода российских войск и миротворцев из ПМР. В конце ноября, за несколько дней до выборов в Верховный совет ПМР, она подписала указ о лишении молдавского гражданства тех, кто служит в Оперативной группе российских войск (ОГРВ).
В Тирасполе также отмечают, что с 2019 года фактически не работает переговорный формат «5+2». Молдавский вице-премьер Валерий Киверь в начале декабря сообщил, что Кишинев совместно с США и ЕС готовит некий новый переговорный формат и план по реинтеграции. Чиновник при этом не стал раскрывать детали, заявив, что информация якобы может быть «очень чувствительной». В МИД Приднестровья считают, что было бы разумнее возродить уже существующие площадки для переговоров.
Что говорят экспертыДепутат Госдумы РФ от «Единой России» Сергей Чижов отмечает, что выборы в Приднестровье прошли открыто и честно.
— Вся информация о кандидатах предоставлялась в полном объеме. В ходе выборов работа участковых избиркомов была организована на высоком профессиональном уровне. Мы наряду с общественными и международными наблюдателями отмечаем, что голосование носило свободный характер, итоги в полной мере отражают волеизъявление граждан, — утверждает он.
Собеседник также указывает на провокации и попытки со стороны коллективного Запада сорвать выборы.
— Молдова перед голосованием усилила блокадно-ограничительные меры, но приднестровцы продемонстрировали консолидацию, ответственность и стремление к максимальному развитию всесторонних связей с Россией, — заявляет парламентарий.
Бывший замглавы МИД ПМР, доцент Финансового университета при правительстве РФ Игорь Шорников говорит, что выборы прошли спокойно.
— Явка примерно такая же, как была в 2020 году, то есть ни о каком снижении доверия людей к власти и республиканским институтам говорить не приходится. Показатель явки относительно невысокий, но это объясняется просто. Дело в том, что в списках избирателей числится гораздо больше людей, чем в действительности живет в республике. Многие уехали на заработки за пределы ПМР, при этом у Тирасполя нет возможности организовать зарубежное голосование, — объясняет он.
Эксперт также подчеркивает угрозу повторного энергокризиса для региона.
— Прошлой зимой при помощи России была налажена временная схема поставок газа, которая, похоже, теперь стала постоянной. Важно, что каждый месяц существующие договоренности переподтверждаются, к тому же в них задействованы молдавские власти. То есть Кишинев получил еще один рычаг давления. Нельзя исключать, что команда Майи Санду в какой-то момент воспользуется возможностью для усиления нажима. В Тирасполе понимают эту угрозу, пытаются найти альтернативные источники энергии, но это сложный и долгий процесс, — объясняет он.