Новая стратегия национальной безопасности США ставит отношения страны с Европой под сомнение. Впервые после завершения холодной войны в документе открыто оспаривается дальнейшее расширение НАТО, а в отношении европейского материка встречается фраза «находится в упадке своей цивилизации». На практике это может вылиться в неофициальный мораторий на принятие новых членов, в том числе и Украины. Эксперты предупреждают, что такой поворот способен существенно подорвать евроатлантическое единство. Кроме того, восстановление стратегической стабильности с Россией определено как один из ключевых приоритетов в Европе. По мнению аналитиков, за этим курсом могут стоять экономические интересы «нового» Вашингтона.
Новая стратегия нацбезопасности США: деталиВ официальной системе американского документооборота стратегия национальной безопасности занимает центральное место и носит системообразующий характер. Это не просто позиция администрации или мнения исполнительной власти — документ представляет собой официальную директиву, обязательную к выполнению для всех органов, задействованных во внешней политике.
Мировое сообщество долго выжидало, когда команда президента Дональда Трампа представит свое видение международных процессов и приоритеты. И спустя 10 месяцев нахождения у власти администрация опубликовала главный текст. Примечательно, что сделали это довольно тихо, без широкой информационной или экспертной кампании, тогда как в прежние разы выпуск подобных концептуальных документов сопровождался определенной пиар-поддержкой со стороны Белого дома.
Предыдущая стратегия была обнародована в 2022 году при администрации Джо Байдена и включала тезисы в духе неолиберализма, активной внешней политики, экспорта демократических ценностей и поддержки союзников. Многие эксперты тогда восприняли тот документ как типичную американскую стратегию, отражающую роль Вашингтона как центра глобального либерализма.
Стратегия Трампа заметно отличается. В ней перечислены ключевые положения: США намерены развивать систему ПРО «Золотой купол» в качестве элемента ядерного сдерживания; рассчитывают, что Европа возьмет на себя основную ответственность за оборону ЕС; приоритетным видят сдерживание возможного конфликта вокруг Тайваня. В документе также отмечено, что построение отношений между Европой и Россией потребует участия Вашингтона для снижения риска эскалации. Кроме того, текст фактически фиксирует конец эпохи массовой миграции: границы США должны быть защищены от «вторжений».
Штаты меняют отношение к ЕвропеВ документе встречаются жесткие высказывания в адрес Европы, в том числе утверждение о том, что она «находится в упадке своей цивилизации». По словам аналитиков, стратегия Трампа существенно расходится с предыдущими американскими подходами к ЕС и европейскому континенту в целом, отметил «Известиям» аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян.
— В части, посвященной Европе, мы находим, что новая стратегия представляет собой продолжение речи Джей Ди Вэнса, сделанной в Мюнхене. Тогда во время выступления вице-президент призвал к поддержке правых в Европе — Виктора Орбана в Венгрии, АдГ в Германии, Национального фронта во Франции и так далее. В документе вновь делается отсылка к данной теме, что текущие европейские глобалистские элиты могут воспринять как вызов. Это способно серьезно ударить по евроатлантическому единству, которое и так испытывает трудности на фоне попыток Трампа разрешить украинский кризис, — сказал эксперт.
Стратегия национальной безопасности США 2025 года обращена прежде всего к союзникам, а не к традиционным оппонентам вроде Китая и России. Примечательно и соотношение упоминаний: РФ фигурирует в тексте 10 раз, КНР — 21, Европа — 49.
Впервые после холодной войны документ прямо ставит под вопрос дальнейшее расширение НАТО и определяет восстановление стратегической стабильности с Россией как один из главных европейских приоритетов. Соединенные Штаты стремятся, чтобы Североатлантический альянс перестал восприниматься как «постоянно расширяющийся блок». На деле это может превратиться в неофициальный мораторий на прием новых государств, включая Украину.
— В стратегии делается предупреждение, что в течение следующих нескольких десятилетий некоторые члены НАТО станут «преимущественно неевропейскими», что может подорвать альянс изнутри по демографическим основаниям. Отсюда и ставится вопрос, будут ли сегодняшние союзники завтра разделять те же ценности, что и Соединенные Штаты, как когда-то, когда они подписывали устав НАТО, — рассуждает политолог.
Не стоит забывать, что политический лозунг Дональда Трампа «Америка прежде всего» («America First») означает приоритет национальных интересов США во внутренней и внешней политике.
Что значит новая стратегия для РоссииВ документе большее внимание уделено Западному полушарию — Латинской и Южной Америке. Власть в Овальном кабинете намерена сохранить там расширенное военное присутствие для противодействия миграции, наркотрафику и усилению враждебных сил в регионе. То есть акцент смещен на «Америку» и «Америки». «Соединенные Штаты должны занимать главенствующее положение в Западном полушарии как условие нашей безопасности и процветания — условие, позволяющее нам уверенно заявлять о себе в регионе там и тогда, где и когда это необходимо», — говорится в документе.
Необычно также то, что США в новом тексте меньше фокусируются на Ближнем Востоке и демократизации. В целом документ содержит элементы, которые критики трактовали бы как изоляционизм. «После окончания холодной войны американская внешнеполитическая элита убедила себя, что постоянное господство Америки во всем мире отвечает наилучшим интересам нашей страны. Однако дела других стран представляют для нас интерес только в том случае, если их действия напрямую угрожают нашим интересам», — говорится в тексте.
Директор Центра политической информации, политолог и военный эксперт Алексей Мухин считает, что новая стратегия отчасти выгодна России. По его мнению, тезисы Трампа имеют явный экономический оттенок и нацелены на то, чтобы США выступали глобальным посредником в конфликтах и усиливали позиции в мировой торговле.
— Национальная стратегия США вышла в коммерческой редакции. Они действительно планируют продавать оружие Евросоюзу против России, но при этом не называют Москву своим противником. То же самое сделали с Китаем, перестав называть его противником, что открывает очень серьезные переговорные возможности, — говорит специалист.
Мухин также подчеркнул, что, объявляя о посредничестве в налаживании связей между ЕС и Россией, Штаты преследуют конкретные цели: контроль над трубопроводами из РФ в Европу и управление поставками российских энергоносителей. На первый взгляд это может показаться выгодным и для Москвы, поскольку даст шанс свернуть санкционную архитектуру, однако это противоречит идее устойчивого энергетического суверенитета, от которого Россия вряд ли откажется.
Прагматичный подход к Москве как к потенциальному экономическому партнеру, а не как к врагу, отражается и в практических шагах нынешней администрации. На встрече 2 декабря во время визита Владимира Путина в Кремль обсуждались вопросы экономического сотрудничества РФ и США — в том числе в беседе с Стивом Уиткоффом и Джаредом Кушнером. В целом такие темы поднимаются регулярно в рамках перезапуска российско-американского диалога.