За год банки закрыли 5,5% отделений — втрое больше, чем в 2024


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

1327 отделений закрыли за 10 месяцев — куда идти жителям провинции?

Российские банки за 10 месяцев 2025 года закрыли 1327 отделений — это почти в три раза больше, чем за весь прошлый год. Об этом говорится в материалах ЦБ, с которыми ознакомились «Известия». В 2024-м было упразднено только 486 подразделений. В ЦБ считают, что в банковской сфере сформировался устойчивый тренд на цифровизацию. Причина закрытия отделений — они становятся нерентабельны на фоне растущего спроса на электронные услуги. При этом возникает риск, что жители прежде всего небольших поселков, люди старшего поколения могут лишиться возможности получать услуги привычным способом — в «физических» точках присутствия, отмечают эксперты. Как ЦБ и банки решают эту проблему и все ли финансовые учреждения сокращают свою сеть филиалов — в материале «Известий».

Банки массово закрывают свои отделения

С начала года российские банки закрыли 1327 своих отделений, следует из материалов ЦБ, с которыми ознакомились «Известия». Если на 1 января их было 24 050, то к 1 ноября стало 22 723. При этом за весь 2024-й, согласно статистике регулятора, было упразднено только 486 подразделений банков.

— На финансовом рынке сформировался устойчивый тренд на цифровизацию и экосистемную трансформацию. Кредитные организации также переносят обслуживание в дистанционный (цифровой) формат, что позволяет им сокращать затраты и повышать рентабельность, — сказали «Известиям» в пресс-службе Банка России.

Там отметили, что обеспечить рентабельность стандартного банковского офиса в населенном пункте, где живет менее 2,5 тыс. человек — сложно.

— Поэтому банки могут закрывать некоторые офисы. Они не обязаны обеспечивать физическое присутствие подразделений в каждом населенном пункте, — заявили в пресс-службе регулятора. — В то же время ЦБ следит, чтобы процесс перехода к дистанционному обслуживанию был сбалансированным и не создавал неудобств для потребителей. Мы настаиваем, чтобы при закрытии офиса кредитные организации обеспечивали людям возможность и дальше получать финансовые услуги привычным способом — в «физических» точках присутствия.

В ЦБ добавили, что вместе с банками регулятор разрабатывает облегченые и выездные способы обслуживания клиентов. В числе решений — сервис «Наличные на кассе», дающий возможность получить небольшую сумму наличными одновременно с покупкой, мобильные офисы и расширение оказания банковских услуг через сеть почтовых отделений.

На 1 октября 2025 года число отделений почты, в которых можно получить некоторые банковские услуги, составило более 32 тыс., из них свыше 23 тыс. расположены в сельской местности. Число точек «Наличные на кассе» — более 43 тыс., из них более 11 тыс. в сельской местности, уточнили в ЦБ.

— Что касается полного перехода в цифровой формат, то полагаем, что большинство кредитных организаций продолжит развивать цифровой банкинг, сохраняя при этом физические офисы. Так как определенная категория населения в силу разных причин не готова переходить к обслуживанию онлайн, — пояснили в пресс-службе регулятора.

Сокращение банковских офисов в России началось больше пяти лет назад. Как ранее писали «Известия», если в январе 2019 года в РФ работали 30 492 банковских филиала, то уже через год их количество сократилось до 29 697, а к осени 2023 года — до 24 312.

Однако сами банки оценивают эту тенденцию по-разному.

— Современные офисы банков всё чаще становятся консультационными центрами, ориентированными на сложные финансовые решения. Такие форматы остаются востребованными и экономически оправданными. Происходит переход к новым форматам: «легкие» офисы без касс, зоны самообслуживания, выездные модели обслуживания, — пояснила «Известиям» старший вице-президент и руководитель департамента управления сетью Альфа-банка Елена Тятенкова.

По ее словам, это позволяет снизить постоянные издержки при сохранении высокого уровня сервиса. Основной акцент — на повышение эффективности: меньше кассовых точек, больше многофункциональных консультационных офисов и усиление дистанционных каналов обслуживания.

— Полный переход банков на исключительно цифровой формат работы с населением в обозримой перспективе маловероятен — банки осознают важность баланса между технологиями и личным взаимодействием. Хотя доля операций, совершаемых через мобильные и веб-приложения, продолжает расти, значительная часть клиентов, особенно в регионах и среди старшего поколения, по-прежнему ценит возможность личного визита в отделение. Именно поэтому банки не отказываются от офлайн-каналов, а трансформируют их, — пояснила Елена Тятенкова.

Она также отметила, что с 2022 года Альфа-банк внедряет форматы отделений, специально разработанные для малых городов и населенных пунктов. Они адаптированы по размеру и численности персонала, что делает их более гибкими и экономически эффективными для локаций с меньшим числом клиентов. Благодаря этому за три года сеть банка выросла в 2,5 раза — с 388 до 843 отделений по всей стране, отметила Елена Тятенкова.

— Несмотря на развитие технологий дистанционного обслуживания, электронных приложений, мы видим устойчивый спрос на работу офисов. Наши клиенты активно пользуются как цифровыми, так и офлайн-каналами взаимодействия с банком. Поэтому наша задача — создавать удобные форматы коммуникации с клиентами, где современный диджитал дополняется комфортной и доступной физической сетью, — завил «Известиям» член правления ВТБ Руслан Еременко.

Он отметил, что развитие офисной сети и повышение доступности финансовых услуг — часть стратегии ВТБ. По его словам, в этом году банк открывает и обновляет рекордное количество офисов. Если в прошлом году их было 165, то в этом — уже 440, отметил Руслан Еременко.

— Существенно увеличился масштаб инфраструктуры: речь идет о вводе в эксплуатацию сотен тысяч квадратных метров, в том числе за счет крупных региональных объектов — в Омске, Самаре, Владивостоке и других городах. В следующем году мы планируем реализовать более 470 проектов, — заявил он.

«Известия» направили запросы в другие крупнейшие банки России с просьбой прокомментировать ситуацию с переходом в цифровой формат работы.

Какие риски несет сокращение офисов банков

В комитете Госдумы по финансовому рынку «Известиям» сообщили, что депутатам известно о тенденции сокращения отделений банков.

— Население всё больше начинает пользоваться финансовыми услугам удаленно, используя телефоны и иные электронные приспособления. Поэтому банкам становится просто невыгодно содержать свои офисы, — сказал «Известиям» глава комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

По его словам, уже есть успешные примеры банков, которые, не имея офисов, эффективно работают во многих регионах страны. При этом они не несут затраты, связанные с содержанием офисов.

— Однако у этого явления есть и минусы, так как у нас большая часть населения, особенно старшего поколения, привыкла получать услуги в офисах. И для таких людей, конечно, отсутствие филиалов банков будет проблемой. Поэтому мы рассчитываем, что крупные банки с государственным участием, такие как «Сбер» и ВТБ, продолжат активно работать в регионах, — пояснил депутат.

Научный руководитель Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович называет переход банков в цифровой формат естественным.

— Ничего необычного в этом нет. Все услуги становятся цифровыми, со следующего года в России будет введен цифровой рубль. Поэтому банки не исключение, они соответствуют тренду. Кроме того, сокращая количество офисов, они оптимизируют свои издержки, — полагает он.

Он подчеркнул, что на фоне роста тарифов ЖКХ и арендных ставок, а также расходов на зарплаты офисного персонала такое решение выглядит логичным. К тому же этот шаг совпадает по времени с отменой для банков некоторых льгот.

В ноябре Госдума приняла закон, который с января 2026 года отменяет льготу по уплате НДС за операции и услуги, связанные с обслуживанием банковских карт (она действовала с 2006 года). К ним относятся эквайринг — позволяет бизнесу принимать оплату с помощью пластиковых карт; процессинг — услуги по авторизации, сбору, обработке и передаче информации по операциям с картами, которые оказывают процессинговые центры и операторы платежных систем; межбанковская комиссия, операции и услуги, связанные с обслуживанием карт и переводы с карт. Если раньше банки за это ничего не платили, то теперь им придется заплатить с этих операций 22%.