Менее чем за год Литва проделала путь от выхода из энергокольца БРЭЛЛ до программы по обеспечению жителей аварийными генераторами. Надежность электроснабжения резко снизилась, один за другим начали происходить блэкауты. В результате, с одной стороны, литовские власти велят населению отмечать выход страны из БРЭЛЛ в качестве национального праздника, с другой — по факту признают, что отключения электричества будут происходить все чаще. Подробности в материале «Известий».
Год отключений9 февраля этого года страны Балтии торжественно вышли из энергосоединения БРЭЛЛ (Белоруссия-Россия-Эстония-Литва-Латвия), действовавшего в течение многих лет. И хотя от покупки электричества в России прибалты отказались еще весной 2022-го, их включенность в БРЭЛЛ по-прежнему позволяла им поддерживать стабильность своих энергосистем. И после того, как БРЭЛЛ прекратила свое существование, в Прибалтике участились блэкауты. Достаточно привести сведения лишь о тех происшествиях такого рода, которые случились совсем недавно, минувшей осенью. В Эстонии в течение ноября без света остались сначала более 2 800 домохозяйств города Раквере, а затем свыше тысячи потребителей в Таллине.
В Литве в октябре блэкауты в разных районах Вильнюса — Балтупяй, Шешкине, Пашилайчай и Байорай — имели место дважды. Суммарно без электричества тогда остались свыше двадцати тысяч человек. А 26 ноября оказались без электроэнергии свыше трех тысяч жителей еще двух вильнюсских районов — Нижних Панеряй и Салининкай. Прекратили работу светофоры на некоторых перекрестках; остановились троллейбусы, застывшие с включенными аварийными огнями. Специалисты объяснили ЧП «поломками в контактной сети». В обслуживающей компании Energijos skirstymo operatorius (ESO) сообщили, что для оперативного восстановления энергоснабжения на некоторых улицах туда пришлось срочно везти аварийные генераторы.
Однако несмотря на все эти происшествия правительство строит культ очередной «великой победы», под которой понимается выход из БРЭЛЛ. Для того чтобы «выжать» эту «победу» досуха, литовские СМИ не забывали победно рапортовать о том, как скоростными темпами идет демонтаж ЛЭП, когда-то соединявших страну с Россией и Белоруссией. Не обошлось и без одобрительного похлопывания по плечу со стороны «больших дядек». Исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль нахваливает Литву: «В 2021 году общий объем импорта энергоносителей Литвой из России составил почти три миллиарда долларов, что составляет около пяти процентов ВВП, — это нефть, газ, электроэнергия, даже немного угля. А сегодня данная цифра равна нулю. Это огромное достижение. Достичь такого результата за столь короткое время при ограниченных возможностях — это большое достижение».
Бироль, впервые посетивший Вильнюс в июле, подчеркнул, что синхронизация энергосистем стран Балтии, «произошедшая в начале февраля, во многих странах воспринимается как инженерное достижение», однако, по мнению главы МЭА, «она имеет и большое политическое значение». Со следующего года в Литве каждое 9 февраля будут торжественно отмечать День энергетической независимости стран Балтии. Как не устают напоминать в Вильнюсе, победа в борьбе за «энергетическую независимость» велась по разным фронтам — так, в свое время Литва сделала все от нее зависящее, чтобы сорвать проект строительства Белорусской АЭС, а когда это не получилось, уговорила остальные страны Балтии не покупать электричество с нее.
Виновато «глобальное потепление»Стоимость электричества в Литве в отдельные моменты в разы превышала цены прошлых лет. Проблема заключается не только в ненадежном энергосоединении с Польшей и Швецией, но и в том, что страны Балтии приобретают значительную часть своего электричества на бирже Nord Pool, где цены все время «плавают». В связи с этим происходят ценовые скачки, платить за которые зачастую приходится потребителю.
Так, в Литве в конце лета цена на электричество на некоторое время подскочила аж на 70 %. Очередной скачок имел место в начале октября — на 50 %. Тем потребителям, которые привязаны к колебаниям цен, давно рекомендуют отслеживать их — и когда они выходят на пиковое значение, резко сокращать энергопотребление, оставляя только самое необходимое. Новое повышение цен принесли холода, обрушившиеся на страну в ноябре — на 19 %. А с 1 января 2026 года в стране начнут действовать новые тарифы для тех потребителей, кто встал на фиксированную ставку, — это клиенты госпредприятия Ignitis. Самый популярный у них план «Стандартный»: по нему один киловатт-час электричества будет стоить €0,22 — на 1,5 евроцента дороже, чем во втором квартале 2025 года.
Однако главной проблемой являются не столько цены, сколько стабильность энергоснабжения. В настоящее время литовские СМИ и вовсе призывают граждан готовиться к возможности длительного отсутствия электричества. На днях был запущен проект «Вместе в безопасности», призванный морально настроить литовцев на длительное проживание в таких условиях. В рамках этого проекта для жителей городов и сел будет создана карта расположения аварийных электрогенераторов — для создания «надежной сети безопасности». В инициативе могут участвовать все частные лица, у кого есть собственный генератор и кто готов поделиться им с другими в критический момент. Представитель компании Energijos skirstymo operatorius Агне Домаркене рассказала: «Это (отключение энергии. — Ред.) может случиться в нескольких случаях. Во время стихийных явлений, например бури, сильного ветра, снегопада. При таких условиях ломаются сучья деревьев: они могут оборвать провода, снести опоры. В таком случае жители остаются без электричества, пока не приехала бригада и не устранила последствия стихийного бедствия».
Домаркене рассказала, что на данный момент ESO уже купила двести бытовых генераторов, которые распределены по восьми регионам Литовской Республики: их выделяют жителям, которые временно остаются без электричества. «Конечно, в случае стихийного бедствия двухсот генераторов не хватит, поэтому ESO тесно сотрудничает с самоуправлениями. Муниципалитеты и соцработники знают людей, которые больше всего нуждаются в помощи: семьи с маленькими детьми, одиноких пенсионеров...» — пояснила она. По ее словам, в случае необходимости ESO привезет генераторы в течение нескольких часов. Предусмотрено, что муниципалитеты должны подписать договоры с ESO, чтобы пользоваться этими генераторами.
Освещение инициативы «Вместе в безопасности» взяли на себя журналисты СМИ, обслуживающих литовское государство. При этом они очень искусно обходят насущный вопрос — а как, собственно, вышло так, что надежность энергоснабжения в Литве с этого года резко понизилась? Признать, что это произошло из-за выхода страны из БРЭЛЛ, нельзя — такие признания граничат с государственной изменой. Приходится валить все исключительно на стихийные бедствия, на ветки, которые под тяжестью снега падают на ЛЭП, повреждая их. Все это действительно имеет место, но раньше такие аварии не приводили к длительному отключению энергии — на аварийный участок быстро подавались резервные мощности. Сейчас, когда БРЭЛЛ не стало, устранение последствий аварий стало занимать куда больше времени, чем прежде.
Часть более широкой картиныВ то же время инициативу по снабжению литовцев электрогенераторами следует рассматривать под другим углом — это часть моральной подготовки населения к боевым действиям. Минувшей весной литовское министерство обороны отчиталось о том, что с прошлого и по конец первого квартала нынешнего года уже 190 тысяч жителей Литвы (всего численность населения республики составляет 2,6 млн человек) прошли курсы «по гражданскому сопротивлению и устойчивости». Данные курсы (они получили недвусмысленное название «Курсы подготовки ко дню X»), анонсировали в 2023-м, а в прошлом году они заработали. Эти курсы состоят из трех основных модулей — «базового» (8 часов обучения), «устойчивости к гибридным угрозам» (8 часов) и «гражданского сопротивления» (8–9 часов). В качестве инструкторов привлекают как кадровых военных, так и членов «Союза стрелков» — так называют литовское территориальное ополчение, комплектуемое на добровольной основе.
Помимо этого, в ноябре 2024-го Минобороны открыло курсы для школьников по управлению беспилотными летательными аппаратами. Предполагается, что к 2027–2028 гг. во всех литовских уездах появятся клубы, где детям будут давать соответствующие знания. В апреле и мае 2025-го были организованы бесплатные восьмичасовые курсы для работников сорока крупных литовских компаний: их учат «невооруженному сопротивлению», навыкам выживания в экстремальной обстановке и оказания первой помощи, кибербезопасности и «распознаванию дезинформации».
Год назад сейм одобрил введение всеобщей воинской повинности. Согласно новому закону, на военную службу будут призваны выпускники школ. Обязательному призыву на девять месяцев подлежат юноши в возрасте от 18 до 22 лет. При этом будущие призывники не смогут поступить в вузы до тех пор, пока не пройдут службу. Данные поправки вступят в силу в 2026-м, а уже в нынешнем году будущих призывников начали подвергать массовым медосмотрам. Пока же в течение 2025-го на службу суммарно будут призваны 3800 молодых людей, отобранных по прежнему принципу — путем лотереи. С 2027-го же на обязательную воинскую службу, как предполагается, будут привлекать более 6000 человек ежегодно.
Политолог Максим Рева сказал «Известиям», что подготовка литовцев в условиях жизни без централизованной энергоподачи является частью усилий литовского государства по милитаризации страны. Это не значит, что власти стопроцентно верят в возможность боевых действий в Литве, но морально отмобилизованным населением легче управлять. Проще отвечать на жалобы относительно падающего уровня жизни — о каком, дескать, уровне жизни может идти речь, если враг на пороге и может напасть в любой день? В таком режиме можно существовать очень долго — и правительство продолжает идти по пути дальнейшего закручивания гаек.
По словам Ревы, сейчас в странах Балтии восторжествовал «торжествующий абсурд» — когда любые экономические связи с Россией и Белоруссией объявлены безусловным злом. «Достаточно вспомнить дискуссии, ведущиеся сейчас в Латвии на предмет того, нужно ли разбирать железнодорожные пути, ведущие в Россию. По такой логике прибалты не могли отказаться от БРЭЛЛ — в их мире это аксиома. И сейчас любой, кто рискнет вслух заикнуться о том, что «энергетическая независимость» обходится очень уж дороговато, рискует сразу же получить клеймо изменника. Так что аварийные генераторы останутся насущной необходимостью литовцев еще в течение многих лет. Потому что блэкауты будут происходить в Прибалтике снова и снова», — заключает Максим Рева.