Единые регламенты допуска и безопасности на промышленные предприятия для туристов рекомендовали создать эксперты в аналитическом докладе АНО «Национальные приоритеты» (есть у «Известий»). Там обратили внимание, что это направление сейчас есть далеко не во всех стратегиях регионального развития, а где-то и вовсе наблюдается перекладывание ответственности за поддержку промтуризма. Эксперты «Нацприоритетов» рекомендовали создать «национальный канон» презентации таких объектов, который мог бы помочь в создании витрины технологических и научных достижений страны. В Минмромторге и АСИ отметили, что часть этих преложений уже реализована — есть методология по организации промышленного туризма, а также серия путеводителей. О том, как развивается промышленный туризм в России — в материале «Известий».
Что мешает промышленному туризмуСоздать «национальный канон» презентации объектов промышленного туризма в России рекомендовала АНО «Национальные приоритеты» в своем экспертно-аналитическом докладе. Как пояснили «Известиям» в организации, речь идет о списке рекомендаций для предприятий, который мог бы помочь им наилучшим образом показать преимущества визита именно на этот объект.
Появление модели, по которой промышленные предприятия могли бы продемонстрировать себя, помогло бы преодолеть ключевые ограничения для промтуризма, полагают эксперты доклада. В их числе слабое продвижение и маркетинг: программы промышленного туризма редко входят в федеральные и региональные путеводители.
— Промышленный туризм часто сталкивается с информационным вакуумом, — подтвердила эксперт доклада, руководитель Информационно-выставочного центра АО «Пигмент» Елена Крадинова. — Два года назад мы проводили социальный опрос и получили такие цифры: 79% жителей Тамбовской области знают о проведении промышленных экскурсий, но 85% не понимают, как на них попасть.
Также тормозят развитие этого направления и факторы сезонности и неравномерности трафика: туры для школьной и студенческой аудитории и родителей «перегреты» в пиковые сезоны (лето, праздники), а в остальные периоды трафик существенно снижается.
«Это усложняет организацию процессов и финансовую поддержку существования туристической инфраструктуры», — отмечается в докладе.
«Национальный канон» для объектов промышленного и научно-популярного туризма мог бы помочь создать своеобразную витрину технологических и научных достижений страны как для российского, так и для международного туриста, отмечают авторы доклада. Кроме того, правильная презентация — это и вклад в профориентацию, формирование понимания производственных процессов и рабочих профессий.
В чем еще сложность для развития промтуризмаПромышленный туризм до сих пор в ряде регионов остается областью с размытой ответственностью, говорится в докладе. В этой сфере существует «межведомственный разрыв» — сферы туризма, образования, промышленные предприятия, а также региональные и федеральные органы власти не всегда могут определить ответственного либо перекладывают ответственность друг на друга. Например, промышленный туризм зачастую отсутствует в региональных стратегиях развития территорий.
«Это замедляет развитие проектов на этапах старта, согласования и финансирования», — отмечается в документе.
В числе других последствий такого рассинхрона — фрагментарность инициатив, дублирование функций и невозможность долгосрочного планирования.
Впрочем, есть и внутрикорпоративный разрыв: HR-подразделения рассматривают туризм как инструмент профориентации, PR — как способ формирования имиджа, коммерческие службы — как канал продаж.
В числе способов решения проблемы эксперты видят создание в регионах сети проектных офисов, выполняющих роль координационных центров. Они могут выступать связующим звеном между различными ведомствами и стейкхолдерами.
А руководитель проекта по развитию научно-популярного туризма Центра образовательных инноваций и технологий МФТИ Татьяна Федина отметила, что существует правовой барьер, который значительно ограничивает готовность промышленных объектов принимать школьников даже при наличии запроса.
— Многие предприятия не готовы к работе со школьниками из-за соображений безопасности, поскольку существует высокий риск нарушения детьми правил пребывания на объекте и техники безопасности, — сказала она.
Основа — безопасностьВпрочем, сама основа промышленного туризма — предприятия — зачастую становятся препятствием для его развития, отмечают аналитики. Заводы изначально проектировались как рабочие площадки, а не как туристические объекты. Поэтому нахождение на них посторонних лиц создает риски аварийных ситуаций, травматизма посетителей и остановки производственных процессов.
В числе ключевых ограничений для развития промтуризма — жесткие требования безопасности. Кроме того, организация туров требует продолжительного согласования маршрутов и оформления допуска для посетителей. А принимающая сторона несет операционные расходы — на обеспечение средств индивидуальной защиты, страховку, транспорт и сопровождение.
— Основная сложность в организации промышленных туров — режим прохода для групп на предприятии. Это требует тщательного планирования: группу необходимо сформировать заранее. Поэтому иногда удобнее организовывать туры для школьников и студентов через туроператора — это обеспечивает точность планирования, которой сложно достичь при работе с индивидуальными посетителями, — рассказала заместитель председателя правительства Нижегородской области Екатерина Солнцева.
Авторы доклада предлагают внедрить единые типовые регламенты допуска и безопасности на предприятиях, открытых для туристов. Они должны учитывать в том числе и подготовку обязательного пакета документов и согласований со службой охраны труда, обязательное страхование каждого участника тура, подробный инструктаж по технике безопасности с разъяснением ограничений.
Также рекомендуется в обязательном порядке создание «чистых зон» для маршрутов: это должны быть безопасные площадки — галереи, мостики, смотровые зоны. Предлагается использование стеклянных перегородок и специальных коридоров для наблюдения за процессами. Кроме того, опасные участки должны заменяться альтернативными форматами: демонстрационными макетами, VR-технологиями, музеями и инфоцентрами.
Как рассказали«Известиям» в пресс-службе «Северстали», на объектах этой компании для безопасности туристов уже созданы смотровые галереи.
В докладе приведен пример и Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Там туристов обеспечивают средствами индивидуальной защиты и обязательно страхуют (страховка включена в стоимость билета), а экскурсоводы проходят обучение по созданию безопасных маршрутов.
— Мы предоставляем нашим туристам спецодежду: узнаваемые красные пиджаки, которые выделяют гостей на площадке, а также брюки, ботинки и белые каски. Сотрудники предприятия сразу видят, что на территории находятся посетители, а экскурсовод ни в коем случае их не потеряет, — рассказала руководитель Всероссийского центра компетенций по промышленному туризму ПАО «ММК» Мария Пушкарская.
Во всех отраслях промышленности безопасность людей на производстве — один из ключевых приоритетов, это касается как работников предприятий, так и гостей, заявила «Известиям» руководитель направления промышленного туризма ТМК (Трубной металлургической компании) Анна Трепалова.
— Представляется возможным регламентировать технические требования к содержанию маршрута: освещение, маркировка специальных зон, защитные ограждения, зоны для фотографирования. Кроме того, единый регламент может касаться использования защитной экипировки, разработки и соблюдения инструкций по безопасности туристов, контроля передвижения группы и других параметров, — сказала она.
Единые правила позволили бы делать маршруты действительно безопасными и удобными, что повысит уровень гостеприимства на заводах в целом, а также положительно отразится на имидже предприятий, полагает Анна Трепалова.
Как развивается промышленный туризмРегионами-лидерами по развитию промышленного туризма по итогам 2024 года в докладе названы 17 регионов, отмечается в докладе. Это Амурская, Белгородская, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Липецкая, Нижегородская, Орловская, Свердловская, Тамбовская и Челябинская области, Москва, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края, Башкирия и Крым.
Так, в 2024 году, по данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), промышленные предприятия посетили более 2 млн туристов, посещаемость таких объектов увеличилась за год на 112%, а число компаний, организующих такие экскурсии, на 53%.
Также АНО «Нацприоритеты» провела опрос среди пользователей Госуслуг и отметила, что значительная часть респондентов за последние три года участвовали в экскурсиях на промышленные объекты (35%).
— Сейчас у людей активный запрос на что-то настоящее, «нетуристическое», особенно на внутреннем рынке — это видно на примере многих городов и регионов, — отметила эксперт этого доклада, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. — Люди хотят иметь возможность не просто послушать экскурсию, а еще что-то потрогать, посмотреть, проникнуть внутрь. И промышленный туризм абсолютно откликается на этот запрос.
При этом и в компаниях подтверждают: число желающих посетить такие экскурсии стремительно растет.
— За пять лет центр металлургической промышленности «Северстали» посетили свыше 130 тыс. посетителей из России и зарубежья, — сообщили в пресс-службе компании. — Команда центра провела уже более 550 промтуров. И интерес к формату в России растет: это необычный вид экскурсионного семейного досуга и возможность профориентации для школьников.
Анна Трепалова отметила, что опыт развития промышленного туризма в этой компании показывает: несмотря на сходства производственных цепочек и технологий на разных предприятиях, экскурсии на заводах строятся по разным принципам и подходам. Одинаковых экскурсий нет, каждое предприятие демонстрирует определенные успешные практики.
За последние несколько лет этот процесс приобрел системный характер благодаря развитию АСИ программы «Открытая промышленность», сказала эксперт. Она особенно отметила создание в рамках этой программы методологии по промышленному туризму — инструкции для предприятий, как наладить этот процесс с учетом интереса бизнеса и туристов. Позже появилась специальная образовательная программа АСИ, которая позволила обучить специалистов заводов.
— В ТМК это обучение прошли более 10 сотрудников разных производств — это специалисты, которые разрабатывают экскурсионные маршруты. Следующим нашим шагом стало включение промышленного туризма в Стратегию в области устойчивого развития компании, поскольку мы рассматриваем этот процесс как вклад в развитие регионов присутствия, — сказала эксперт.
В АСИ и Минмпромторге предоставили общий ответ на запросы «Известий» о выводах экспертов АНО «Национальные приоритеты». В нем отмечается, что в течение пяти лет работы программы «Открытая промышленность» фиксируется устойчивый рост интереса к данному направлению — увеличивается количество предприятий, открытых для школьников, студентов, туристов и количество людей, которые их посещают.
«За пять лет программы мы охватили 85 субъектов Российской Федерации. В России порядка 2 тыс. предприятий, реализующих промышленные экскурсии на регулярной основе разных отраслей промышленности: от металлургии и машиностроения до народно-художественных промыслов и производства детских игрушек, косметики», — говорится в ответе.
Востребованность промтуризма там продемонстрировали на примере Пермского края: рост турпотока в этом регионе с 2020 года по 2024-й вырос в 21 раз — с 5 тыс. до 114 тыс. человек.
В числе действующих мер в Минпромторге и АСИ обратили внимание на работу центров компетенций по развитию промышленного туризма. С их помощью предприятия-новички могут обучаться у лидеров промтуризма. А для продвижения этого направления созданы путеводители « Все — на завод!» и «Две страны, тысячи заводов».
Там также отметили, что АСИ создало и путеводитель по лучшим предприятиям, открытым для посещения. Его главная цель — сделать промтуры максимально доступными и понятными для широкой аудитории: от школьников и семей до туристов и специалистов.
«Кроме того, Минпромторг России ежегодно проводит оценку эффективности органов исполнительной власти регионов в сфере промышленности», — отметили в ведомстве.
Этот показатель учитывает результаты участия региона и предприятий в акселераторе Агентства стратегических инициатив «Открытая промышленность».