Отказ Украины от продолжения переговоров с Россией в стамбульском формате произошел при участии европейских стран, заявил «Известиям» посол по особым поручениям МИД РФ по преступлениям киевского режима Родион Мирошник. Сейчас же, по его словам, «евротройка» (Великобритания, Германия, Франция) по-прежнему мешает урегулированию конфликта. В Брюсселе 3 декабря состоялось заседание глав МИД стран НАТО. Новые встречи прошли после переговоров в Кремле Владимира Путина с американской делегацией, в которую вошли представители Дональда Трампа Стив Уиткофф и Джаред Кушнер. В экспертном сообществе считают, что Европа продолжит попытки изменить позицию Трампа и дальше накачивать Украину оружием.
Встреча НАТО в БрюсселеСоюзники Киева в Европе отчаянно ищут способы торпедировать любой приемлемый для России мирный план по Украине. После того как в Москве состоялась встреча посланников Дональда Трампа — Стива Уиткоффа и Джареда Кушнера — с Владимиром Путиным, главы МИД стран НАТО собрались 3 декабря в Брюсселе, чтобы обсудить новые меры поддержки Киева. Так, Германия пообещала выделить Украине дополнительные $200 млн на закупку оружия. К ней присоединились, в частности, Польша, Норвегия и Нидерланды.
Исключением стала Италия, объявившая об остановке участия в программе PURL (Prioritized Ukraine Requirements List) по закупке оружия для Украины. Глава МИД Антонио Таяни объяснил, что сейчас ведутся переговоры о возможном мире и вместо поставок оружия страна лучше сконцентрируется на дипломатии.
Показательна тактика представителей США. Мало того что Уиткофф и Кушнер не стали встречаться с Зеленским после переговоров в Кремле, так еще и госсекретарь Марко Рубио пропустил встречу НАТО в Брюсселе, отправив в Бельгию своего заместителя Кристофера Ландау. Комментируя ситуацию, генсек НАТО Марк Рютте сумел избежать критики соратника Трампа. Отсутствие Рубио он назвал «приемлемым», добавив, что США «достаточно» консультируются с европейскими союзниками по вопросу урегулирования украинского конфликта.
В этот же день глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила использовать «репарационный заем» из замороженных российских активов, что могло бы позволить закрыть финансовые потребности Украины на следующие два года. В МИД РФ подчеркнули: в ЕС сосредоточены на выработке неприемлемых подходов, которые Россия ни при каких условиях не примет.
— Для них принципиально важно, чтобы конфликт продолжался, не важно на какой территории. Они игнорируют и реальную ситуацию на земле, и проигрыши украинских формирований в военных действиях, — сказал «Известиям» посол по особым поручениям МИД России по преступлениям киевского режима Родион Мирошник.
Стоит отметить, что во время пятичасовой беседы в Кремле обсуждались территориальные вопросы. Также затрагивалась проблема членства Украины в НАТО, сообщил помощник российского лидера Юрий Ушаков. Впрочем, итоговых договоренностей пока, похоже, достичь не удалось. Переговоры не привели к прорывным результатам, и это было весьма ожидаемо, считает замдиректора центра Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ, эксперт РСМД Георгий Асатрян.
— По многим пунктам предполагаемого проекта мирного соглашения есть вопросы и несогласие. Впереди много работы, возможно, откатов назад, пауз и снова возобновления диалога. Позитивный импульс, хоть и достаточно скромный, всё же есть, но его снова будут торпедировать третьи игроки. Российская позиция со временем так или иначе будет лучше приниматься в мировых столицах, — сказал он «Известиям».
Украина и ЕС сорвали стамбульский процессЕвропейские лидеры тем временем продолжают искать способы усилить свою роль в переговорном процессе по Украине. 3 декабря Эммануэль Макрон отправился с государственным визитом в Китай. Накануне поездки французского президента глава МИД страны Жан-Ноэль Барро заявил: Париж надеется на то, что Пекин повлияет на Москву и Россия согласится на перемирие. Глава европейской дипломатии Кая Каллас, однако, признавала, что ЕС ограничен в возможностях оказывать давление на Китай в украинском вопросе.
Сильная Украина соответствует интересам ЕС и Великобритании, поэтому разнообразные информационные каналы активизированы для донесения до Трампа концепции «справедливого мира», заявил «Известиям» сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Артем Перчун.
— Европа, вероятно, продолжит такую информационную кампанию, пытаясь повлиять на позицию Трампа, одновременно независимо от позиции США продолжая поставки вооружений Украине. Вопрос о присутствии иностранных военных сил пока остается открытым, однако Великобритания и Франция заявляют о готовности обеспечить соответствующий контингент. Для европейских стран политика против России приобретает характер «эффекта колеи», что затрудняет или даже делает практически невозможным смену их внешнеполитического курса, — отметил он.
Россия согласна с тем, что европейские страны должны быть включены в разрешение кризиса, однако на более позднем этапе. Сейчас же Москва подчеркивает, что именно США готовы предпринять «всевозможные усилия» для того, чтобы добиться долгосрочного урегулирования конфликта. Штаты сейчас единственная страна, с которой РФ ведет предметные переговоры по разрешению кризиса. Что касается Украины, она, по сути, самоустранилась.
Киев отказался от продолжения стамбульских раундов переговоров, заявили в Москве. Не последнюю роль здесь сыграли европейские страны, которые могут попытаться убедить Украину не возвращаться к переговорам с РФ в Турции. Впрочем, по словам Родиона Мирошника, Владимир Зеленский и так уже предпринял меры, чтобы сделать стамбульский формат недееспособным.
— Еще в июле украинская делегация получила российские предложения, ушла и не вернулась. Это тоже было сделано не без участия европейцев. Сейчас позиция «евротройки» не поменялась, а зависимость Зеленского от европейцев и британцев только увеличилась, — отметил он.
До тех пор, пока у власти в странах Евросоюза находятся политики, которые сформулировали нынешнюю линию по украинскому конфликту, ЕС будет делать всё для того, чтобы конфликт продолжался, считает зампредседателя Совета Федерации Константин Косачев.
— Мы видим каждый день, как они демонстрируют какие-то новые сюжеты в своей неизменной стратегии нанесения России «стратегического поражения». Они пытаются найти юридическую формулу конфискации российских активов, найти дополнительные источники финансирования военных расходов для Украины. Они пытаются в том числе и через воровство информации создать проблемы для российско-американских контактов по украинскому досье. Всё это происходит каждый день и будет, по моему глубокому убеждению, продолжаться. А может быть, даже и усиливаться, — сказал он «Известиям».
Украина и сама делает шаги, которые фактически полностью противоречат мирному урегулированию. Так, Верховная рада приняла 3 декабря закон, которым предлагается исключить русский из перечня языков, подлежащих в стране защите в соответствии с Европейской хартией региональных языков или языков нацменьшинств.
Киев пока не демонстрирует готовность идти на компромиссы с РФ, хотя ему неизбежно придется пойти на уступки, считают в экспертном сообществе. Ситуацию усугубляет отсутствие успехов ВСУ на поле боя и коррупционный скандал, который до сих пор продолжается на Украине. Ранее на фоне «дела Миндича» в отставку ушел ближайший соратник Зеленского глава офиса президента Андрей Ермак.
— Политическая сила Зеленского рушится, поскольку он не может найти даже переговорщиков, не затронутых коррупционным скандалом. Моральный дух на поле боя и на улицах низок. Дезертирство происходит рекордными темпами. Во многих частях страны большую часть дня нет электроэнергии, и перспективы улучшения мрачны, — заявил «Известиям» американский политолог Питер Кузник. — У Украины не будет иного выбора, кроме как подчиниться требованиям России в Донбассе, о членстве в НАТО и недопущении размещения иностранных войск на украинской территории, но она должна добиться уступок в вопросах вступления в ЕС, обязательств по восстановлению и разумных гарантий безопасности. Однако Россия не уступит по своим самым фундаментальным требованиям.
По словам аналитика, реальность такова, что, если Киев не пойдет навстречу, его позиции с каждым днем будут только ухудшаться.