Корректировку закона о кассовой дискриминации могут отложить


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Банки против скидок на маркетплейсах: чей лоббизм повысит цены?

Инициатива ведущих банков России с требованием запретить скидки на маркетплейсах признана Московским обществом защиты потребителей экономически неубедительной, юридически манипулятивной и морально лицемерной — с таким обращением организация обратилась к Михаилу Мишустину. Как сообщает «Известия», МОЗП провело детальный разбор предложений финучреждений и опровергло их доводы, в том числе главный — об «искусственном занижении цен». На деле маркетплейсы, предоставляя скидки при оплате собственными инструментами, перераспределяют экономию от снижения комиссии за эквайринг в пользу крупных банков — более 2% с каждой транзакции. Общественные защитники потребителей просят премьера отклонить предложение банков, отмечая, что оно «гарантировано приведет к росту цен, стагнации в финтехе и замедлению экономического роста». В Центробанке «Известиям» заявили о необходимости услышать все стороны и принять сбалансированное решение, а поправки в закон о платформенной экономике могут быть отложены. Как развивается конфликт на рынке потребительских товаров — в материале «Известий».

Факты против аргументов

Эксперты МОЗП подробно проанализировали каждый тезис, изложенный банкирами, и выявили искажение смыслов и подмену терминов.

Главный довод банков заключается в том, что скидки, связанные с конкретным платежным инструментом, якобы представляют собой «платформенный демпинг», «искусственное занижение цен» и «ценовую гонку на истощение». По мнению аналитиков МОЗП, такой вывод с экономической точки зрения неверен. Скидка, которую маркетплейс предоставляет при оплате своим платежным решением, не является «субсидией» или «доплатой» извне, а отражает реальную экономию на операционных расходах внутри экосистемы.

Традиционный карточный эквайринг (комиссии банков) остается наиболее дорогим для продавца и в среднем составляет около 2,2% от стоимости покупки. Тарифы национальной платежной системы (СБП) гораздо ниже — 0,4-0,7%. А при оплате через аффилированный банк себестоимость операции для экосистемы практически стремится к нулю.

«Истинная цель инициативы заключается в попытке "регуляторного захвата". Маркетплейсы (такие как Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет») начали успешно развивать собственные финтех-направления и платежные инструменты (Ozon Карта, WB Кошелек, Yandex Pay). Ключевое преимущество этих инструментов — кратно более низкая себестоимость транзакций по сравнению с комиссиями за эквайринг, взимаемыми традиционными банками. Маркетплейсы делятся этой экономией с потребителем, предлагая прямую скидку (например, «Зеленая цена» Ozon)», — приводится в исследовании.

Авторы работы отмечают, что требование банков о введении «единой цены» по сути означает желание закрепить законодательно менее эффективную и самую дорогую модель ценообразования.

Банки ссылаются на опыт других стран (США, ЕС, Китай, Турция), утверждая, что он «подтверждает необходимость сдерживания подобных рыночных практик». В МОЗП считают это манипуляцией и объясняют, почему такая интерпретация международного регулирования ошибочна, разбирая каждый пример.

Так, по мнению авторов исследования, утверждение банков о том, что «регламенты ЕС устанавливают прямой запрет на антиконкурентные субсидии и ценовые манипуляции со стороны системно значимых платформ», неверно трактует европейский DMA.

«В центре внимания DMA находится «самопреференция» — это когда Amazon (как платформа) в поисковой выдаче продвигает товары под брендом Amazon Basics (как продавец) выше, чем продукцию сторонних продавцов. DMA не запрещает Amazon (как продавцу) предлагать потребителю скидку за использование платёжной карты Amazon. Это совершенно разные плоскости регулирования. Инициатива банков, напротив, противоречит духу DMA, который направлен на расширение выбора и снижение цен для конечных потребителей», - отмечают эксперты МОЗП.

— Апелляция банков к зарубежной регуляторике ценообразования на цифровых платформах опровергается детальным анализом, показавшим, что нормативное регулирование в США, ЕС, Китае, Турции направлено против методов недобросовестной конкуренции, но не признает таковым и не подавляет стимулирование покупок за счет скидок и программ лояльности, предлагаемых платформами в своих платежных инструментах, — пояснил «Известиям» глава МОЗП Антон Недзвецкий.

Удивительно, что банки настаивают на запрете бизнес-модели маркетплейсов, которую сами применяют в своих экосистемах многие годы. «Практика стимулирования клиентов к использованию аффилированного платежного инструмента для получения скидок, бонусов или кешбэка — ядро бизнес-модели современных цифровых экосистем, включая экосистемы самих кредитных организаций. Такие, например, есть у Сбера, МТС, Т-банка», - напоминают авторы документа.

«Маркетплейсы Ozon, Wildberries и "Яндекс Маркет" лишь следуют той же рыночной логике, которую ранее внедрили сами банки и операторы связи. Они создали собственные банки (Озон Банк, Вайлдберриз Банк, Яндекс Банк) для снижения издержек и повышения лояльности», — говорится в исследовании.

Глава МОЗП направил премьер-министру Михаилу Мишустину просьбу отклонить банковскую инициативу, назвав ее «экономически несостоятельна, юридически манипулятивна и этически лицемерна».

«Фактически, инициатива банков лишает цифровые платформы экономических стимулов для развития собственных финтех-проектов, закрепляя монопольное положение доминирующих банков в расчетах на потребительском рынке», — отмечается в документе.

Авторы исследования предупреждают, что в результате все покупатели, в том числе те, кто раньше расплачивался через кошельки или карты платформ и получал скидки, будут платить больше — следовательно, предложение банков фактически лоббирует повышение цен для миллионов россиян.

Спор банков и маркетплейсов: позиции сторон

В Центробанке, который изначально поддержал идею кредитных организаций, теперь говорят о готовности к диалогу. Там не исключают, что внесение поправок в принятый в этом году закон о платформенной экономике в духе предложений банков может быть отложено.

— Речь идет о том, каким образом выстроить механизм оплаты товаров, которые продаются на маркетплейсах. Позиции банков мы, по меньшей мере, услышали. Понятно, что тут разные игроки, потому что другую позицию формируют те банки, которые внутри маркетплейсов. Это тоже нужно видеть. Свои предложения мы сформулировали. Активность в публичном поле достаточно высока. Какие-то решения и варианты, каким образом корректировать действующий закон, либо отложить эту корректировку, появятся в самое ближайшее время, — заявил «Известиям» зампред Центробанка Алексей Гузнов.

Дискуссия между банками и онлайн-площадками попала в поле зрения ФАС. В ведомстве подчеркнули, что для них важно обеспечить честную конкуренцию, при которой ни банки, ни маркетплейсы, ни торговые сети не оказываются в неравных условиях, а выигрывают потребители.

В ответ на инициативу банки были обвинены маркетплейсами в двойных стандартах и нарушении конкурентных принципов.

— Ozon считает инициативу пяти банков об отмене скидок на маркетплейсах непродуманной, нарушающей принципы честной конкуренции и негативной для десятков миллионов российских покупателей, которые будут вынуждены платить больше. Таким образом банки вводят двойные стандарты. Они считают, что им можно предоставлять скидки и бонусы своим клиентам внутри своих систем, а маркетплейсам нельзя, — заявили в пресс-службе компании.

Ozon до начала конфликта с банками открыл кредитным организациям доступ к программе лояльности «Зеленая цена», которая предполагает совместное финансирование скидок. На это предложение откликнулись 17 банков.

В Wildberries&Russ ранее также предупреждали, что обсуждаемые изменения затронут всю платформенную экономику и прежде всего ухудшат положение десятков миллионов потребителей.

— Попытки банков оправдаться тем, что они выступают лишь за равный доступ к маркетплейсам и расширение программ скидок на большую аудиторию, — лукавство, — заявили «Известиям» в пресс-службе Wildberries&Russ.

В компании уточнили, что банки уже имеют возможность начислять кешбэк своим клиентам за платежи на маркетплейсах, но этого не делают.

Основательница Wildberries Татьяна Ким отмечала, что у каждого финансового игрока есть собственные маркетплейсы и онлайн-магазины, однако не всегда им удается выстроить успешные экосистемы. В связи с этим она призвала банков «играть по-честному».

Тем временем Ассоциация российских банков (АРБ), представляющая интересы средних и небольших кредитных организаций, выступила против инициативы крупнейших коллег. Президент АРБ Гарегин Тосунян сообщил журналистам, что отдельные банки занимают «исключительное положение», получая государственные преференции — от обслуживания пенсий и бюджетных зарплат до участия в госпрограммах и субсидий. На этом фоне их попытки ограничить конкурентов, по его мнению, «заслуживают серьезного внимания», а спор стоит решать через сотрудничество платформ с максимально широким кругом игроков финансового рынка.

Банки не раз пытались интегрироваться в рынок онлайн-торговли, но их попытки не всегда были успешны, тогда как сектор продолжает расширяться. По данным АКИТ, за первые девять месяцев этого года объем интернет-торговли в РФ достиг почти 8,2 трлн рублей, что на 32% выше показателя за аналогичный период 2024-го. По мнению научного руководителя Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, банки выбрали спорные методы для борьбы с растущей конкуренцией.

— Требования банков к маркетплейсам чрезмерные, так как у самих банков существуют программы лояльности, которыми они стимулируют людей использовать только их финансовые продукты. Поэтому то, что в случае запрета скидок на маркетплейсах нарушается конкуренция, это факт. Но конкуренцию нужно регулировать – только в спокойном режиме, а не с помощью резких заявлений, как поступили кредитные организации, — заявил эксперт «Известиям».

По его мнению, ЦБ и Минэкономразвития следует собрать все точки зрения, выработать приемлемую для всех концепцию и учитывать, что основными пострадавшими от конфликта рисуют быть обычные потребители, которым грозит повышение цен.

Справка «Известий»

20 ноября стало известно, что главы Сбера, ВТБ, Т-банка, Альфа-банка и Совкомбанка обратились с письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину, спикеру Госдумы Вячеславу Володину, а также в ЦБ, Совфед и администрацию президента с предложением запретить маркетплейсам применять скидки при оплате товаров картами аффилированных с ними банков. Это произошло после того, как глава Сбера Герман Греф обвинил маркетплейсы в недобросовестной конкуренции и работе «в убыток и за счет государства».

На инициативу банков отреагировали и в Госдуме. Лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов попросил главу ЦБ Эльвиру Набиуллину не допустить подавления конкуренции и увеличения стоимости товаров, которое может возникнуть после отмены скидок на маркетплейсах. По его словам, это напрямую может сказаться на уровне жизни россиян. А глава комитета по соцполитике Ярослав Нилов подготовил обращение в кабмин, в котором назвал поднятую тему «социально чувствительной»: у банков есть свои коммерческие интересы, но главнее интересы граждан.


  • Теги: