Число отличников в Гарварде выросло из-за инфляции оценок


Фото: REUTERS/Reba Saldanha

60% с отличием: что скрывает инфляция оценок в Гарварде?

Шесть из десяти оценок, которые студенты Гарвардского университета получили в 2024/25 учебном году, оказались высшими. 20 лет назад этот показатель составлял приблизительно 25%. Некоторые считают, что подобная ситуация в одном из ведущих американских университетов может стать катализатором для ухудшения стандартов и в других известных всему миру высших школах. Каковы причины инфляции оценок, почему престижный университет снижает образовательную планку и что будет происходить с высшим образованием в США — в материале «Известий».

Садись, пять

Внутренний отчет Управления по делам бакалавриата Гарвардского университета показал, что система оценивания перестала быть эффективной. В 25-страничном документе говорится: около 60% всех выпускников в 2024/25 году получили «А» (высший балл в системе оценивания США). Декан бакалавриата Гарварда и автор документа Аманда Клейбо утверждает, что из-за инфляции баллов страдает «культура и престиж» образовательного учреждения. «Наши оценки завышены, как признают почти все преподаватели; они также слишком противоречивы, как заметили студенты. Что еще более важно, она больше не выполняет своих основных функций и подрывает нашу академическую миссию», — написала Клейбо в отчете.

По данным The Harvard Crimson, современный показатель на 35% больше, чем 20 лет назад, — тогда он не превышал четверти от общего количества оценок. Медианный средний балл выпускников, в 1985 году составлявший 3.29, теперь вырос до 3.83. При этом продолжительность внеаудиторной работы учащихся последние два десятилетия остается на том же уровне: на самостоятельную подготовку студенты тратят около 5–7 часов в неделю.

Специалист по академическим вопросам Американского совета попечителей и выпускников Вероника Брайант рассказала The Fix, что в случае допущения Гарвардом стремительного роста отличных отметок, проблема усугубится и в других «школах». «Как развивается Гарвард, так развивается и нация. Если другие образовательные учреждения считают, что старейший и самый престижный университет Америки снижает стандарты, почему они должны их поддерживать», — заявила собеседница издания.

По словам Брайант в последние годы репутация учебного заведения страдает не только из-за оценок. Одной из причин, повлиявших на престиж Гарвардского университета, стала статья The New Yorker под названием The End of the English Major («Конец специальности «Английская литература»). Издание пишет, что количество дипломированных специалистов по языкам, литературе и истории сократилось примерно вдвое. В тексте также отражены впечатления декана бакалавриата Гарварда Аманды Клейбо об уровне знаний студентов. «Когда я в последний раз преподавала «Алую букву», обнаружила, что мои ученики действительно с трудом понимают предложения как таковые, у них возникают проблемы с определением подлежащего и сказуемого. У всех студентов разные способности, а девятнадцатый век — это очень давний период», — сказала она.

Гарвардский университет признают одной из сильнейших мировых высших школ, готовящих экспертов не только в области гуманитарных предметов, но и в сфере точных наук. На фоне подобных новостей становится неясно, как 60% студентов сохраняют отличную успеваемость. Специалист по академическим вопросам Американского совета попечителей и выпускников также отметила, что сейчас наблюдается общее снижение ожиданий при выборе Гарварда, как будущего образовательного учреждения.

От малого к большому

Проблема инфляции оценок в США затрагивает не только Гарвард, но и другие учреждения, входящие в Лигу Плюща. В 2023 году газета The New York Times опубликовала данные о росте успеваемости в Йельском университете (включен в список организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ), где за период с 2010/11 по 2021/22 годы доля отличников выросла с 67 до 82%.

Принстонский университет попытался ввести систему сдерживания баллов еще 20 лет назад. Там установили правила: не более 35% отметок «А» за курсовые работы и 55% — за самостоятельные. Однако спустя десятилетие в Принстоне отказались от «политики квот». Главным образом это произошло потому, что выпускники оказались менее конкурентоспособны на фоне студентов других престижных учебных заведений.

Политолог-американист Малек Дудаков поделился с «Известиями» мнением, что инфляция оценок в американских колледжах может быть связана как с экономическими факторами, так и с политическими. Большинство учащихся университетов Лиги Плюща — представители «элиты», которые платят колоссальные средства за учебу и не хотят видеть в дипломе низкие отметки. Здесь роль играют и преподаватели: они не отчисляют студентов, чтобы те продолжали «инвестировать» в образовательное учреждение.

— Сейчас учащиеся рассчитывают на то, чтобы получать самую высокую оценку — «A». Если студент ее не получает, то негативное отношение у него проявляется не к самому себе и собственному уровню знаний, а к системе образования, университету и политике, — объясняет эксперт.

В свою очередь главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев отмечает, что инфляция оценок в частных университетах, которые также имеют и бюджетное финансирование, связана с обучением иностранцев. Их, несмотря на ограничения американского президента Дональда Трампа, привлекают различными грантами и стипендиями, а также возможностью получить диплом с хорошими отметками, который может сыграть немаловажную роль в получении престижной работы, хотя и не гарантирует этого.

— Привлечение состоятельных студентов часто подразумевает четкий и ясный подход к получению образования: «я плачу не для того, чтобы вы чему-то меня научили, а ради диплома». Это привело к резкому ухудшению контингента студентов. Сейчас университеты начинают выводить средний балл, чтобы было хорошо всем: и студентам, и вузам, — рассказал эксперт.

Некоторые аналитики считают, что элитное американское образование сейчас претерпевает культурные и политические расколы. Университеты в Соединенных Штатах стали одним из основных источников крайне левой идеологии, очень популярной среди молодых избирателей Демпартии, но вызывающей отторжение у республиканской части американского электората.

В конце мая 2025 года City Journal обнародовало интервью с преподавателем Гарварда Омаром Султаном Хаком, который назвал университет «насквозь коррумпированным». «Продвигаясь по служебной лестнице он наблюдал, как университет постепенно отказывается от поиска истины и заменяет его левым расизмом», — описало издание карьерный путь собеседника. Сам преподаватель заявил, что «культура и практика университета ставят во главу угла идеологическое соответствие, а не открытые исследования и дебаты, подавляя несогласные точки зрения и ставя под угрозу академическую свободу».

Будущее высшего образования в США

Сейчас многие американцы, которые хотят получить качественное образование, начали серьезно задумываться, а стоит ли платить большие деньги за университет (год обучения в Гарварде обходится примерно в $80 тыс. и более), в котором могут и не дать необходимых знаний. Малек Дудаков заметил, что на фоне всех скандалов в Гарварде упало количество абитуриентов. Здесь влияние оказывают и ограничения финансирования элитных университетов кабинетом Трампа, из-за которых приходится сокращать или закрывать некоторые программы обучения.

Эксперт также полагает, что этот тренд может привести к тому, что всё больше молодых американцев будут учиться либо где-то за рубежом, поскольку фактор раскола и дороговизны имеет превалирующее значение, либо в «ремесленных колледжах».

— Они будут получать техническое образование, потому что это, во-первых, дешевле. Во-вторых, студент осваивает востребованную специальность, которая поможет быстро окупить расходы на образование. Сейчас это более успешная стратегия в отличие от поступления в Гарвард, где придется заплатить большие деньги, и никто не даст гарантий, что можно будет устроиться на высокооплачиваемую работу, особенно на фоне всех скандалов, — констатировал эксперт.

Владимир Васильев, в свою очередь, отметил, что университеты Лиги Плюща были и до сих пор остаются востребованными. Сюда будут поступать несмотря на резкие заявления и нелицеприятные новости в СМИ, потому что такие учебные заведения считаются символом власти и элитарности.

— Университеты Лиги Плюща — это путь наверх, в элиту. Посмотреть только на выпускников Гарварда: президенты, сенаторы, главы ведущих корпораций. Эти университеты были для этого и задуманы, в особенности при демократах, поскольку для республиканцев основой всего являлся бизнес, — заключил эксперт.