Не устроивший Запад беспрецедентный уровень взаимодействия между Россией и Китаем отметил секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу. 2 декабря прошли двусторонние консультации по стратегической безопасности с участием министра иностранных дел КНР Ван И. Министр сообщил, что Москва и Пекин продолжают претворять в жизнь достигнутые на высшем уровне договоренности в этой области. На фоне растущих региональных угроз оба государства готовы совместно защищать итоги Второй мировой войны и препятствовать возрождению милитаризма. Шойгу также подтвердил поддержку Пекину по чувствительным вопросам Тайваня, Синьцзяна, Тибета и Гонконга. В повестке стояли также военно-техническое сотрудничество и координация спецслужб. Эксперты указывают, что Китаю интересен российский опыт в СВО и в создании систем предупреждения о ракетном нападении. Где у Москвы и Пекина наибольшие точки соприкосновения — подробно в материале «Известий».
Встреча Шойгу с Ван И2 декабря в Москве выдался насыщенный политическими событиями день. Пока столичные и международные круги готовились к главным переговорам дня — встрече президента РФ Владимира Путина с спецпосланником президента США Стивом Уиткоффом — в Совете Безопасности состоялось иное важное мероприятие. По приглашению секретаря СБ РФ Сергея Шойгу в столицу приехал министр иностранных дел Китая Ван И для участия в 20-м раунде российско-китайских консультаций по стратегической безопасности.
В преддверии приезда министра в пресс-службе Совбеза подчеркнули, что впервые сталкиваются с таким большим наплывом журналистов. Действительно, в пресс-руме мест оказалось недостаточно. Однако большой состав китайских медиа не вызывает удивления: приезд высокопоставленных представителей КНР традиционно сопровождается широким пулом прессы.
Перед официальной частью организаторы «отрепетировали» рукопожатие Шойгу и Вана, чтобы максимально подготовиться к съемке. Секретарю Совбеза пришлось немного подождать гостя из Китая, но при встрече политики тепло обменялись приветствиями, похлопав друг друга по спине, и напряжение, казавшееся прежде, быстро исчезло.
Совбез регулярно проводит встречи с китайскими партнерами, что отражает высокий уровень стратегического партнерства стран в сфере безопасности. Так, в мае по приглашению Сергея Шойгу в Москву приезжал секретарь политико-юридической комиссии ЦК КПК Чэнь Вэньцин. По итогам той встречи он назвал отношения Пекина с Москвой «образцовыми». По его словам, Китай и Россия совместно противостоят «любым попыткам нанесения убытка суверенитету, безопасности и интересам развития». А в этот раз уже секретарь Совбеза Сергей Шойгу подчеркнул:
— Не всех на Западе устраивает тот факт, что отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия России и Китая вышли на беспрецедентно высокий уровень за всю их историю.
Высокий уровень сотрудничества между Россией и Китаем в этой сфере служит опорой формирующегося полицентричного миропорядка. Кроме того, сильное российско-китайское партнерство помогает сдерживать влияние США и коллективного Запада в отдельных регионах, отметил заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин.
Ван И подчеркнул на встрече, что Москва и Пекин продолжают претворять в жизнь договоренности по стратегической безопасности, достигнутые на высшем уровне. Существенное значение здесь имеет координация действий в рамках ШОС и БРИКС. По словам научного сотрудника Центра изучения новейшей истории Китая и его отношений с Россией ИКСА РАН Александра Ершова, совместная работа на этих площадках способствует обеспечению необходимой стратегической безопасности в Евразии.
В следующем году Китай и Россия отметят 30-летие со дня установления стратегического партнерства.
— Оно развивалось от совместных военных учений на территории России и КНР к совместному и регулярному военному патрулированию в разных средах, прилегающих к России и Китаю, — отмечает политолог Виктор Пироженко.
В частности, в августе стороны впервые осуществили совместное подводное военно-морское патрулирование в акватории Азиатско-Тихоокеанского региона, где участвовали дизель-электрические подлодки ВМФ России и ВМС Китая.
Сотрудничество в военной и военно-технической областях развивается дальше, о чем по понятным причинам известно не в полном объеме. Так, Россия опираясь на собственный опыт помогает Китаю строить современную систему предупреждения о ракетном нападении. Также обсуждались взаимодействие правоохранительных органов и спецслужб. В период проведения СВО китайских партнёров, конечно, интересует опыт России в ведении реальных боевых действий с применением высокотехнологичного вооружения, считает Виктор Пироженко.
Вызовы для России и КитаяМировая геополитическая ситуация не стала проще, что, по словам Сергея Шойгу, потребовало «сверки часов». Поэтому в ходе консультаций стороны сразу обсудили вопросы международной и региональной безопасности, в частности ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе — области, которая в последнее время, помимо текущих конфликтов, становится ареной геополитического соперничества ведущих государств, прежде всего Китая и США вместе с региональными союзниками. А поскольку консультации имеют стратегический характер, важно просчитывать риски не только на краткосрочный период. Это особенно важно в такой знаковый для обеих стран год. В 2025-м президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин в Москве и Пекине соответственно вместе отметили 80-летие Великой Победы над германским нацизмом и японским милитаризмом.
— В некоторых странах Европы и Японии проснулось желание взять реванш за прошлые поражения. Гидра милитаризма вновь поднимает свои головы. Но опыт их отсечения у Москвы и Китая накоплен достаточный. Возрождения преступных режимов в Европе и Токио мы не допустим, — заявил на встрече Сергей Шойгу.
В этом ключе секретарь Совбеза РФ отметил решимость обеих стран защищать итоги Второй мировой войны и подтвердил постоянную поддержку Пекину по вопросам Тайваня, а также Синьцзяна, Тибета и Гонконга — в указанных регионах действуют силы, выступающие за отделение от КНР.
Кроме того, появляются новые вызовы. Например, недавно премьер-министр Японии Санаэ Такаити, открыто взяв курс на милитаризацию, допустила вмешательство Токио в случае эскалации вокруг тайваньского вопроса — Пекин энергично предупредил о недопустимости посягательств на суверенитет Китая.
— У КНР в регионе есть собственные проблемы в области безопасности, источник которых тот же, что и у России — попытки восстановления гегемонии США и Западом вместе со своими союзниками в ЮВА, которые проявляются и в поощрении тайваньских сепаратистов и в возрождении японского милитаризма, — обратил внимание Виктор Пироженко.
Сейчас США добавляют поводов для беспокойства не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Недавнее решение Дональда Трампа начать ядерные испытания вызвало шквал обсуждений. Однако это перспектива далеко не ближайшая — по оценкам, подготовка и проведение тестов могут занять десятки лет. А что действительно актуально сейчас, так это вопросы ядерного разоружения. 22 сентября Владимир Путин заявил, что РФ готова добровольно соблюдать ограничения по ДСНВ еще в течение года — срок договора истекает в феврале 2026-го. Однако четкой реакции со стороны США пока не последовало.
При этом Вашингтон, похоже, тянет время, пытаясь привлечь Китай к переговорам по стратегической стабильности, хотя у Пекина уже накопилось не менее 600 ядерных боеголовок. В Пекине неоднократно подчеркивали, что они даже не достигли уровней, установленных ДСНВ, не говоря о значительном потенциале России и США (4309 и 3700 соответственно). Москва уважает эту позицию и не настаивает на обязательности участия Китая в диалоге по стратегической стабильности между членами «ядерной пятерки», в отличие от западных участников «клуба». Путин также указывал, что при обсуждении этого вопроса следует учитывать совокупный арсенал НАТО, включая Францию и Великобританию. Эксперты считают, что при достижении количественного паритета с Москвой и Вашингтоном Пекин мог бы подключиться к диалогу о ядерном разоружении, но как это реализовать в ближайшем будущем — пока неясно.
Более реалистичным кажется участие Китая в решении другого стратегически важного вопроса — украинского кризиса. Пекин неизменно выступал за урегулирование, предлагал собственные мирные инициативы и даже создал совместно с Бразилией площадку «Друзья мира» для поиска путей разрешения конфликта. Как сообщал «Известиям» в сентябре главный советник президента Бразилии Селсу Аморим, готовится новая встреча участников. Возможно, на фоне приезда Уиткоффа Сергей Шойгу и Ван И тоже обсудили эту тему.