Научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН, кандидат исторических наук Василий Останин-Головня в разговоре с «Известиями» отметил, что нелюбовь Египта, ОАЭ и Саудовской Аравии к организации «Братья-мусульмане» (признана террористический и запрещена в РФ) во многом связана не с их антигосударственной деятельностью, а с любовью к выстраиванию параллельных государству структур.
«И арабские монархии, за исключением Катара, всегда с опаской смотрели на любые подобные движения. Еще из региональных игроков их поддерживает Турция», — пояснил политолог.
Он добавил, что американская администрация ранее изучала возможность внесения в санкционные списки конкретных отделений движения «Братьев-мусульман» в Египте, Ливане и Иордании, но откладывала это решение по нескольким причинам. Во-первых, это могло привести к скандалу со статьями расходов ныне не существующего USAID. Во-вторых, могло нарушить баланс в отношениях с региональными партнерами.
«Сейчас во внутренней политике Штатов кое-что поменялось. Прежде всего, это ликвидация USAID, к тому же это снова открытая произраильская позиция администрации [президента США Дональда] Трампа, и в этом контексте важно отметить как раз нюансы с американо-израильскими отношениями», — считает эксперт.
По его словам, американцы и израильтяне рассматривали варианты совместных мер по противодействию «Братьям-мусульманам» в регионе, с точки зрения региональной безопасности.
«Например, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поддерживал всегда усилия по международной изоляции всяких исламистских движений, прежде всего «Братьев-мусульман», потому что у них были контакты и с ХАМАС, и с некоторыми другими радикальными исламистскими и палестинскими фракциями, поэтому для Израиля это еще и вопрос внутренней безопасности», — считает специалист.
Аналитик полагает, что у США здесь прослеживается несколько стратегических целей. Во-первых, это укрепление союза с теми арабскими государствами, которые разделяют основные подходы к региональной политике США, с точки зрения безопасности. Во-вторых, борьба с экстремизмом и попытка ограничить влияние исламистских движений в регионе.
«Встает вопрос об эффективности таких мер. Санкциями давить исламизм крайне неэффективно. К тому же США стремятся сблизить позиции Израиля и арабских стран, особенно на фоне расхождений по палестинскому вопросу», — уверен Останин-Головня.
По его мнению, по вопросу «Братьев-мусульман» как раз может возникнуть новый предмет конструктивного диалога между ними.
«И поэтому данный шаг красиво риторически оформлен в рамках борьбы с терроризмом, с исламистским экстремизмом и т. д. Если копнуть глубже, мы видим конкретные интересы США в регионе. А еще это позволит приструнить непокорную Турцию, состоящую в НАТО, и намекнуть Катару с его «Аль-Джазирой», что не стоит так рьяно защищать палестинцев, включая ХАМАС и другие радикальные фракции», — резюмировал политолог.
Ранее президент США Дональд Трамп заявил, что США собираются вскоре внести международное исламистское движение «Братья-мусульмане» в национальный перечень иностранных террористических организаций. Подробнее об этом читайте в материале «Известий».