В Подмосковье арестованы первые подозреваемые по делу о пытках


Фото: ИЗВЕСТИЯ

Подмосковный рехаб для подростков: избиения, реанимация, аресты

Суд арестовал первых фигурантов дела об истязании подростков в подмосковном рехабе. Администратор заведения Виталий Балабриков отправлен в СИЗО, а его 18-летняя помощница, которая могла участвовать в избиениях, помещена под домашний арест. По версии следствия, с августа по ноябрь 2025 года в городе Дедовск работал реабилитационный центр для подростков — там к ним систематически применяли насилия. Об этом стало известно после того, как в реанимацию поступил один из постояльцев — на его теле были синяки, а также практически отказали почки. Ранее психолог Анна Хоботова утверждала, что этот реабилитационный центр принадлежит ей. При этом юридически к ней он отношения не имеет. Где сейчас находится Хоботова, что о ней известно, и как трудных подростков на самом деле «лечили» от зависимостей, — в материале «Известий».

Как «лечили» детей от гаджетов

Истринский горсуд 26 ноября отправил под домашний арест 18-летнюю помощницу администратора подмосковного рехаба Милану. Днем ранее меру пресечения в виде содержания в СИЗО определили для администратора этого заведения Виталия Балабрикова. Уголовное дело заведено сразу по нескольким статьям — за причинение тяжкого вреда здоровью, истязания и незаконное лишение свободы. Также устанавливается причастность к событиям психолога-психотерапевта Анны Хоботовой — она позиционировала себя как руководитель центра и в социальных сетях рассказывала о «методах работы» с подростками.

Скандал разгорелся 25 ноября — стало известно, что в реанимационное отделение одной из подмосковных больниц попал 16-летний подросток без сознания с отказавшими почками. На теле мальчика обнаружены ссадины, синяки и ожоги, а хроническое заболевание не было своевременно пролечено. Его мать Светлана рассказала, что он две недели спал на голом полу без матраса и одеяла. На теле подростка обнаружены следы от веревок, гноящиеся раны и рассечения. Как выяснили следователи, он проходил лечение в центре реабилитации Анны Хоботовой в подмосковном Дедовске.

Туда и отправились сотрудники правоохранительных органов. Рехаб разместился в арендованном частном доме на окраине Дедовска. В нем удерживали 24 подростков.

Центр закрыли, часть детей передали родителям, а восьмерых подростков — в специализированные социальные учреждения.

На реабилитацию в центр попадали дети обеспеченных родителей, которые платили порядка ста тысяч рублей в месяц, чтобы их ребенка вылечили от алкогольной, наркотической или игровой зависимости.

«Трехэтажный дом ничем не привлекал к себе внимание, окна были затянуты изнутри черной пленкой, чтобы скрыть какую-либо активность и жизнедеятельность», ­— написала в своем Telegram-канале глава Истры Татьяна Витушева.

Детей за всё время пребывания ни разу не выпускали на улицу, рассказали соседи центра реабилитации «Известиям». По их словам, новые постояльцы въехали в дом в августе 2025 года, а несколько лет назад там же размещался рехаб для взрослых.

После визита силовиков центр приостановил свою работу, убедился корреспондент «Известий». Попасть внутрь невозможно — входная дверь заварена. В коридоре на полу бывшие жильцы оставили продукты и овощи. На всех окнах установлены решетки.

Глава округа также добавила, что арестованный администратор до последнего пытался скрыть деятельность рехаба и не пускал на территорию силовиков. По некоторым данным, ранее его дважды судили по статье 228 УК за хранение и распространение наркотиков.

Как издевались над детьми

Дети, проходившие лечение в рехабе, рассказывают об изощренных наказаниях — их морили голодом, били за малейшую провинность, заставляли круглосуточно переписывать одну и ту же бессмысленную фразу: «Пока я безответственно отношусь к своей ответственности, это лишает меня свободного времени и мешает выздоровлению».

Им также внушали, что родители знают о методах воспитания в центре и одобряют их. А самим родителям присылали фотографии улыбающихся подростков, которых насильно заставляли делать счастливое лицо на камеру.

— Мой сын страдает от девиантного поведения. Он рассказал мне, что его связывали скотчем и обливали ледяной водой, — рассказала «Известиям» мама пострадавшего мальчика.

Также ее ребенка ограничивали в еде, полностью игнорируя, что он болеет диабетом.

— В этот центр мы приехали по рекомендации. Наши хорошие знакомые лечили от наркомании свою дочку в филиале центра в Ростове. Поскольку у нас очень сложный ребенок, нам в других центрах отказывали, а здесь взяли, — пояснила она.

Ограничение в общении с ребенком мама мальчика списывала на особенность реабилитационной программы.

— Нам все время говорили, что он себя плохо ведет, поэтому встреч нас лишают. А при телефонных разговорах он боялся мне обо всем рассказать, — отметила женщина.

Помощницей администратора центра, которого сейчас обвиняют в истязаниях детей, стала одна из воспитанниц рехаба — Милана. Девочка находилась в центре с мая прошлого года, родители заплатили около 800 тыс. рублей, чтобы вылечить дочь от гаджет-зависимости. Ее мать рассказала «Известиям», что об учреждении семья узнала в интернете.

— Присылали отзывы родителей, материалы в СМИ об Анне Хоботовой, что вызвало большое доверие, — подчеркнула женщина.

По ее словам, спустя год лечения у Миланы появился интерес к учебе, она дистанционно экстерном закончила 10-11 классы и поступила заочно в университет. Ее причастность к истязаниям других детей семья отрицает.

Информация не соответствует действительности. Она никого не била. Мамы детей могут подтвердить. Милана наоборот Роме измеряла давление, мальчику, который в кому впал. Не связывала, не била, — утверждает женщина.

Кроме того, как рассказала «Известиям» сотрудница рехаба, один из консультантов Хоботовой вступал в половые отношения с несовершеннолетними воспитанницами. А когда его все же решили уволить, он уехал в Ростов-на-Дону с 16-летней девочкой. Предположительно, одна из пострадавших подала заявление в органы. Сейчас мужчина находится под следствием.

Собеседница редакции добавила, что в консультанты принимали людей, которые сами побороли зависимости. Но девушка не смогла продержаться на такой работе долго.

Кто ответит за истязания подростков

Предполагаемый руководитель рехаба Анна Хоботова родилась в Новочеркасске. Она была куратором Отдела по тюремному служению в Таганрогской, Ростовской и Шахтинской епархиях. Вместе со священниками ездила по тюрьмам и СИЗО, встречалась как общественник с руководством полиции. Стала членом Общественного совета ГУФСИН России по Ростовской области. В 2015 году получила диплом Академии психологии и педагогики ЮФУ.

В соцсетях называет себя детским психологом и рассказывает об авторском методе избавления детей от зависимостей и избавления от девиантного поведения. На сайте центра подчеркивается, что подросткам гарантируется мягкая психологическая помощь и безопасность. Анна Хоботова курирует и другие подобные центры в Москве, Екатеринбурге, Азове и Ростове-на-Дону — сейчас работа в них приостановлена.

В частности, в среду, 26 ноября, полиция приехала в реабилитационный центр Хоботовой в Екатеринбурге. Воспитанники и консультанты этого рехаба рассказали «Известиям», что арестованный Виталий Балабриков какое-то время работал и в их центре. И уже тогда отличался жестокостью. По словам очевидцев, он бил подопечных с помощью боксерских перчаток, а также применял психологическое насилие, пытки, и специальное наказание «Саботаж», то есть когда ребенок сидит один без еды и воды.

Саму основательницу центров реабилитации разыскивают. Ее местоположение неизвестно.

Родители детей, которые проходили лечение в реабилитационном центре, активно оставляли отзывы. Часть из них позитивные, а часть — об издевательствах над детьми. В частности, речь идет о ростовском филиале центра Анны Хоботовой.

«Начиталась отзывов и на тревоге отвезла туда ребенка на месяц. Слава Богу смогла забрать дочь, — написала одна из пользователей в сентябре 2025 года. — Мамы не знают, что там происходит. Там нет никакой помощи, мы платили 90 тысяч рублей за детскую тюрьму».

По словам женщины, детей в этом центре морально унижают.

В мае 2025 года об условиях в этом центре писала еще одна женщина.

«Никаких психологов там нет и никогда не было, с вашими детьми будут находиться бывшие зависимые люди. Кормят обещаниями, но ничего не меняется совсем. Хоботова только по телеку красиво выглядит в своем Ростове, да на радио вещает какая она замечательная, типа психолог. А на самом деле ей глубоко наплевать на вашего ребенка и на вас тоже. Для нее важны исключительно ваши деньги и чтобы вы вовремя платили», — рассказала пользовательница.

Помощники Анны Хоботовой отрицают обвинения.

— Всё совсем не так. Но так как затронуты права несовершеннолетних, сотрудники не имеют права на основании закона о защите персональных данных разглашать информацию, — сказала «Известиям» Елена Давыдова, консультант-аддиктолог центра Анны Хоботовой.

При этом юридически Хоботова к рехабам не имеет никакого отношения. Сейчас она числится руководителем только одной организации: Общественно полезный фонд оказания помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Галактика».

За 2022–2024 годы там были зафиксированы небольшие доходы: выручка — 4,8 млн рублей и чистая прибыль — 740 тысяч.

Сама Хоботова трижды регистрировала и трижды закрывала ИП. В прошлом она была учредителем восьми компаний, все они занимались больничной или общественной деятельностью. Все эти фирмы были ликвидированы с 2020 по 2025 год.

Часть рехабов управляется через другое юрлицо — созданную в сентябре 2025 года красногорскую компанию ООО «Светлое будущее». Формально Хоботова связана с ней только через свой email, указанный в качестве контактного у организации, а владельцем числится живущая в Ростове Елена Карахасанова.

Какую психологическую травму нанес рехаб

Дети, с которыми жестоко обращались, испытывают сильнейшее эмоциональное потрясение, рассказала «Известиям» практикующий психолог, песочный и арт-терапевт, специалист ассоциации песочной терапии Наталья Новоселова.

— Жестокое обращение с ребенком, включающее избиение, истязание и голод, наносят вред и физическому, и психическому здоровью, а также имеет долгосрочные социальные последствия, — пояснила она.

По словам специалиста, длительное голодание и недоедание может стать причиной задержки роста, истощения организма, а также несет риск хронических заболеваний в будущем.

— Страх, тревога, чувство опасности и унижения, вследствие жестокого обращения, несут риск развития тревожных расстройств, нарушений пищевого поведения, а также могут стать причиной развития депрессии и посттравматического стрессового расстройства, — подчеркнула психолог.

Она добавила, что у детей и подростков при плохом обращении часто формируется низкая самооценка, появляются проблемы с доверием, эмоциональная неустойчивость и даже агрессия, также подавленность и замкнутость. В будущем у таких детей могут возникнуть трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Эксперт советует родителям, чьи дети прошли через травмирующий опыт, окружить ребенка любовью и пониманием.

— Ему сейчас важно ощущать, что родители рядом. Родителям стоит говорить спокойно, ни в чем не обвинять, выражать желание защитить свое чадо, — подчеркнула она.

Наталья Новоселова подчеркнула важность доверия.

— Не заставляйте ребенка рассказывать детали сразу, если он не готов. Не перебивайте, когда он начнет говорить, — пояснил специалист. — Важно быть рядом и слушать. Если ребенку хочется плакать, кричать или молчать — позвольте ему это. Важно дать выход эмоциям!

Кроме того, взрослым стоит избегать разговоров, обсуждения темы с родственниками или других важных фигур в присутствии ребенка, чтобы не подорвать доверие.

Родители тоже люди и испытывают целый спектр эмоций, среди которых шок, страх, гнев, ярость, бессилие, а также чувство вины за случившееся. Важно признать свои эмоции, действовать сообща и поддерживать друг друга, подчеркнула специалист.

Обвиняемым может грозить до 18 лет лишения свободы, заявил «Известиям» юрист Евгений Стеганцев. По его словам, по ходу расследования квалификация вменяемых преступлений, вероятно, будет меняться.