Латвия продолжает выдворять российских пенсионеров


Фото: Getty Images/Maskot

Высылают из родных домов: как Латвия лишает русских ВНЖ и пенсий

Латвийская Республика продолжает выдворять собственных жителей, когда-то взявших российское гражданство. Людей, не набравших нужных баллов на языковых экзаменах или «неправильно» заполнивших анкеты «лояльности», принуждают оставить родные дома и выпроваживают в РФ, где у них зачастую нет ни друзей, ни родственников. После того как минувшим летом предписание о выдворении получил 841 человек, угроза депортации нависла над еще несколькими сотнями латвийских россиян. Руководство Евросоюза предпочитает наблюдать за этим со стороны, не пытаясь вмешаться в происходящее. Подробности — в материале «Известий».

Выдворили из города, где прожил полвека

В начале 90-х восстановленная Латвийская Республика отказала 740 тыс. своих русских жителей в гражданстве. Впоследствии некоторые из них взяли российское гражданство и латвийские виды на жительство — официальная Рига против этого не возражала. Но в 2022 году власти задним числом пересмотрели правила игры, аннулировав ВНЖ, выданные в предыдущие годы латвийским россиянам. Тем, кто не хотел, чтобы его выгнали из родных домов, выставили жесткие условия: во-первых, доказать очень хорошее знание латышского языка (на уровень A2), во-вторых, заполнить так называемые анкеты лояльности. Тех, кто не выполнил эти условия в отведенные сроки, лишают пенсионных выплат, права на бесплатную медицину и вычеркивают из всех реестров. Им предлагают выехать «добровольно», пока дело не дошло до принудительной депортации. И на данный момент Латвию покинуло уже свыше 3 тыс. человек: большинство, по терминологии официальной Риги, «добровольно», а некоторых вывезли силой.

Минувшей весной стало известно о том, что еще 841 человек получил письма от латвийского управления по делам гражданства и миграции (УДГМ) с требованием о выезде. Это оказались те, кто либо не справился с языковым экзаменом, либо вообще не пытался его сдать. Из них 358 человек позже все-таки сумели или добиться отсрочки, записавшись на новый экзамен, или успешно его сдали со второй попытки — и подали документы на постоянный или временный ВНЖ. Остальных же после проверки, призванной установить, находятся ли они всё еще в Латвии, должны выдворить. Точная ситуация с этими людьми пока не вполне ясна: кто-то мог уже выехать, а кто-то пытается «лечь на дно», согласившись, по сути, с судьбой нелегала на содержании у родственников. Достоверно известно и о нескольких случаях насильственной депортации.

Так, в октябре выдворили 74-летнего Григория Ивановича Еременко, еще с начала 70-х жившего в Елгаве. Он родился в Черниговской области Украинской ССР. После окончания школы был призван на срочную службу в Советскую армию, попал в воинскую часть в Латвии. После демобилизации собрался возвращаться домой, но его попросили остаться: нужно было поднимать местное предприятие «Елгавсельмаш». В начале 90-х Григорий Еременко получил в Латвии статус «негражданина». Позже принял гражданство РФ: не выезжая из Латвийской Республики и не имея ни одного родственника в России. После лишения латвийского ВНЖ Григорий Иванович не смог набрать нужный балл в ходе языкового экзамена. Его отправили в центр размещения задержанных иностранцев в Даугавпилсе: Еременко содержался там вместе с нелегальными мигрантами из Азии и Африки. Позже ему вручили купленный на его же деньги автобусный билет до России, и он оказался на территории Псковской области.

Люди часто сдают письменную часть экзамена, но «срезаются» на письменной. Юрист Виктория Таран свидетельствует: «Сегодня ко мне пришла женщина, родившаяся здесь и прожившая здесь всю свою жизнь. Выучила латышский язык: говорит, понимает — и я уверена, что она общается на нем лучше многих из нас. Посмотрите на ее результаты экзамена! Она прошла устную часть, аудирование, разговорную речь. Но не смогла справиться с письменной частью, увы. Именно это стало тем барьером, который пожилому человеку попросту не под силу. И теперь она находится под угрозой выдворения. Только вот скажите мне — куда? Она родилась в Латвии...»

По словам Таран, она помогла этой женщине подготовить просьбу в МВД — предоставить ей хотя бы временный вид на жительство по гуманным соображениям. «Человек на грани нервного срыва. Человек теряет здоровье и силы. И всё это из-за формального пункта, который никак не отражает реальное знание языка. Если бы экзамен оценивался в целом, по суммарному результату всех частей, то она бы давно считалась сдавшей. Потому что язык она действительно знает! Вот именно поэтому я называю происходящее тем, чем оно является: издевательством над пожилыми людьми, которые не виноваты в том, что не могут написать длинный текст в семьдесят лет. Именно поэтому я называю всех тех, кто злорадствует и кричит «учите язык» больными на всю голову!» — возмущается правозащитница.

Злорадство националистов

Еще одной жертвой стала урожденная рижанка Людмила Анатольевна Межиньш: автор сборников стихов и детских сказок, обладательница нескольких российских литературных премий. Ее книги выходили на русском, латышском и английском языках, она член Союза писателей России и Союза русских писателей Латвии. Экзамен по латышскому ей уже не угрожал в силу возраста: ему не подвергают тех, кто достиг семидесяти пяти лет. Но в анкете лояльности она написала, что отрицательно относится к произведенному в Латвии уничтожению памятников освободителям от нацизма, и получила предписание в месячный срок покинуть страну.

Необходимость заполнять эти анкеты, где требуется «правильно» ответить на вопросы об отношении к СВО, о принадлежности Крыма, о сноce памятников, мучает многих людей, ложится на них грузом. Их заставляют идти на сделку с совестью, чтобы не оказаться выкинутыми из родных домов. Однако находятся люди, которые даже под угрозой выселения отказываются идти на поводу у мучителей. В их числе оказалась и Людмила Межиньш, расплатившаяся за свою принципиальность выдворением. С ней по доброй воле уехал супруг, 85-летний Петр Янович Межиньш — этнический латыш, потомственный гражданин Латвии и тоже литератор, поэт.

Бывают случаи, когда одной только высылкой человек не отделывается. Суд города Вентспилса приговорил гражданина России с постоянным ВНЖ в Латвии Сергея Хроменкова к году тюрьмы и выдворению в РФ после отбытия наказания. «Преступлением» Хроменкова (он, кстати, тоже уроженец Латвии) стало размещение с 13 июля по 4 октября 2024 года в интернете четырех видеороликов. В одном из этих роликов Хроменков, к примеру, рассказывал, что всегда возит в машине георгиевскую ленточку, но вынужден прятать ее в бардачке, потому что в Латвии она под запретом. В другом выражал уверенность, что чиновники, которые сейчас принимают русофобские законы, когда-нибудь за это поплатятся. Судье Илоне Рудзите Хроменков заявил, что эти ролики — его реакция на публичные оскорбления в адрес русских, которых в Латвии теперь де-факто можно ругать самыми последними словами, угрожать им смертью и депортацией. Однако прокурор Улдис Курсинскис возразил, что обвиняемый «игнорировал предупреждения службы госбезопасности о незаконности своих действий и поэтому заслуживает наказания в виде лишения свободы и выдворения».

Еврокомиссия и Европарламент факт выдавливания российских граждан игнорируют, пресса других стран ЕС почти не обращает на него внимания.

На очереди еще сотни человек

В скором времени число кандидатов на выдворение может вырасти. 18 ноября истек срок подачи документов на возобновление ВНЖ людям из «второй волны» аннулированных — тем, кто принял российское гражданство еще до 2003 года: сначала власти оставили их в покое, а потом спохватились. Всего таковых набралось 4678 — некоторая часть из них старше семидесяти пяти лет и на этом основании освобождена от экзамена. 1290 из них в свое время подали заявки на экзамен — это примерно 52% от тех, кто должен проходить такую проверку. По статистике, экзамен не сдает примерно половина экзаменуемых.

Точное количество тех, от кого потребуют уехать на этот раз, станет ясно, когда управление по делам гражданства и миграции окончит проверку всех данных. «После 18 ноября и дополнительной проверки к ним (тем, кто уже ранее получил предписания о выдворении. — Авт.) могут добавиться предположительно еще сотни граждан РФ, которые пытались сдать экзамен по латышскому языку на уровень А2, но без успеха. А в конце года к выезду должны будут готовиться еще сотни — из тех, кому не хватило двух лет на изучение госязыка», — отмечает латвийская журналистка Кристина Худенко.

Националистам этого мало: недавно на рассмотрение парламента поступила получившая 10 тыс. подписей петиция, содержащая требование лишать «нелояльных» уже и гражданства Латвии — и тоже депортировать. Имантс Брейдакс, глава портала, где собирали подписи, призвал сейм «рассматривать эту инициативу через призму национальной безопасности». По его мнению, выдворение «нелояльных» позволит создать «более безопасную среду, предотвратить угрозы и укрепить самоуважение латышей, их уверенность в том, что наше государство, в котором мы живем, учимся и работаем, является неделимым в вопросах национальных ценностей, территории, принципов, законов и языка». Собрать необходимое количество подписей под петицией удалось только за три с половиной года. Впрочем, похоже, что на данный момент старания окажутся напрасными — в госорганах пояснили, что Латвия, согласно подписанным ею международным конвенциям, не имеет права отбирать свое гражданство у тех, у кого оно является единственным.

Политолог Андрей Стариков, редактор портала Baltnews.com, сказал «Известиям», что питаемые некоторыми русскими жителями Латвии надежды привлечь внимание Брюсселя к творящемуся беззаконию наивны и беспочвенны.

— Брюссельская машина очень любит наблюдать. Будут убивать русских в Латвии — станут наблюдать. Депортируют — они наблюдают. Будут отнимать у русских их детей, разделять семьи — станут отслеживать. Да и как ждать от Брюсселя, который по уши влез в прокси-войну с Россией, что он заступится за этнических русских? Напротив, было бы странно, если, воюя с нами, они бы сдерживали латышских националистов, пытающихся на своем участке фронта нам пакостить, как умеют. На войне, с их точки зрения, все средства хороши. Самое большое, чего можно сейчас дождаться от Еврокомиссии, — это размытых формулировок в духе «с озабоченностью наблюдаем» и т.д., — отмечает специалист.

Впрочем, по его словам, точно так же Брюссель реагировал на явные нарушения Латвией рамочной конвенции Совета Европы по защите национальных меньшинств и много раньше — в те годы, когда еще геополитическое противостояние России и западного блока не достигло нынешней остроты.

— Наблюдали, как лишали русских гражданства; как вводили институт «неграждан»; как запрещали образование на русском языке. Латвия неоднократно с особым цинизмом изнасиловала всевозможные правозащитные конвенции — и никого ни в Брюсселе, ни в Страсбурге особо это не смущало. Прибалтике позволили действовать в соответствии с принципом, что называется, «революционной целесообразности». Но столь издевательски-наплевательское отношение к проблеме с их стороны, конечно, не значит, что мы не должны выносить ее на международный уровень. Нужно опять и опять разоблачать их цинизм и лицемерие, напоминать о них снова и снова — разоблачая лживую болтовню о «демократии», «равных возможностях» и «уважении к правам нацменьшинств», — говорит Стариков.