В ГД просят оценить риск роста цен от отмены скидок на маркетплейсах


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Запрет скидок на маркетплейсах: кому грозит рост цен до 20%?

Правительство просят оценить риски роста цен на товары из-за возможной отмены скидок на маркетплейсах. Глава комитета Госдумы по соцполитике Ярослав Нилов уже подготовил обращение в кабмин, в котором называет поднятую банками тему «социально чувствительной». Вероятное повышение цен в результате реализации спорной инициативы может превысить 10%. Депутаты уже получают от граждан письма с просьбой сделать всё, чтобы скидки не отменили. В том, к чему может привести противостояние онлайн-платформ и крупных финорганизаций, которые хотят запретить ряд скидок на маркетплейсах, разбирались «Известия».

Почему тема скидок затрагивает миллионы россиян

В Госдуме просят власти оценить риски роста цен на товары из-за возможной отмены скидок на маркетплейсах. Как выяснили «Известия», такие запросы в Минпромторг и Минэкономразвития подготовлены главой комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославом Ниловым.

— Мы видим, что всё большее количество граждан покупают сегодня товары именно на маркетплейсах. Причины этого — удобство доставки а, главное, цена и наглядные скидки, которых нет в офлайн-магазинах. Поэтому подготовлены запросы в министерства, чтобы они, во-первых, высказали свою позицию, а во-вторых, дали оценку возможному росту цен, который может произойти после отмены скидок, — пояснил «Известиям» Ярослав Нилов.

Понятно, что у банков есть свои коммерческие интересы, заметил парламентарий. Но главнее все-таки интересы граждан — тем более, инициатива появилась накануне новогодних праздников.

— В условиях современной экономической ситуации отмена скидок будет очевидно социально чувствительной темой, — считает депутат. — Тем более, что потребители в основном покупают там повседневные товары. Зачастую, это люди с невысокими доходами, которые не могут себе позволить дорогие магазины. Им важна конечная цена конкретного товара.

Обсуждение возможной отмены скидок началось 18 ноября на форуме Банка России «Фокус на клиента». На нем глава Сбера Герман Греф обвинил маркетплейсы в недобросовестной конкуренции и работе «в убыток и за счет государства». По его словам, в этом году онлайн-площадки недоплатили налогов на 1,5 трлн рублей.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина на том же форуме согласилась, что скидки, которые платформы дают при оплате покупок картами их банков, это «не совсем справедливая конкуренция». По ее мнению, цена не должна быть разной в зависимости от того, какой способ оплаты выбирается потребителем.

20 ноября стало известно, что руководители Сбера, ВТБ, Т-банка, Альфа-банка и Совкомбанка обратились с письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину, спикеру Госдумы Вячеславу Володину, а также в ЦБ, Совфед и администрацию президента на имя Максима Орешкина с предложением запретить маркетплейсам применять скидки при оплате товаров картами аффилированных с ними банков.

Такую практику кредитные организации считают недобросовестной и выступают за то, чтобы цена была одинаковой при оплате купленных товаров картой любого банка. В документе содержатся два предложения. Во-первых, обязать маркетплейсы «устанавливать единую цену (и не снижать ее путем предоставления скидки) при оплате товара на цифровых платформах» вне зависимости от того, какое электронное средство платежа (карта какого банка) используется для оплаты. Во-вторых, запретить маркетплейсам «вкладывать средства в снижение цен товаров».

Позже банки уточнили свою позицию, сообщив, что выступают за дисконты на цифровых платформах, но только без привязки к тому, какой картой потребитель оплачивает товар.

В Госдуму уже поступают обращения граждан, которые просят сохранить скидки, говорит глава комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Яна Лантратова.

— Дискуссия вокруг скидок на маркетплейсах волнует десятки миллионов россиян, которые покупают товары первой необходимости онлайн. У части жителей нашей страны просто нет иного способа, кроме как покупать одежду себе, своим детям, пожилым родителям через онлайн-платформы, — пояснила «Известиям» парламентарий.

По ее словам, есть населенные пункты, где люди не видели ни одного отделения банка, торгового центра или хотя бы сетевого магазина, но там есть пункт выдачи известных маркетплейсов. Волнение вызывает то, что сопутствующей жертвой этой «войны» неизбежно станут самые незащищенные слои населения, полагает Яна Лантратова.

— Я готов поддержать маркетплейсы, потому что не понимаю, зачем банки влезают не в свою сферу деятельности. Может, они просто теряют прибыль и клиентов, которые уходят от них в банковские структуры интернет-площадок? Но ведь маркетплейсы не лезут в дела банков, — отметил в разговоре с «Известиями» и первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев.

По его словам, если сейчас, в условиях инфляции и неблагоприятной экономической ситуации, какие-то организации делают скидки населению, то это позитивное явление.

Против запрета скидок и глава фракции «Справедливой России» Сергей Миронов. По его мнению, от этого пострадают незащищенные слои населения, так как цены на товары неизбежно вырастут.

— Сегодня каждая российская семья в среднем экономит около 50 тыс. рублей в год благодаря скидкам. Но теперь есть риск, что им придется переплачивать за самые востребованные товары, — отметил Сергей Миронов.

Он также считает, что власти при принятии любых решений должны исходить в первую очередь из интересов потребителей, а не банков.

«Известия» направили запросы в Минэкономразвития и Минпромторг с просьбой дать свою оценку инициативы по отмене скидок на маркетплейсах.

В чем причина конфликта банков и маркетплейсов

Причиной конфликта банков с маркетплейсами, утверждает источник «Известий» в отрасли, стало использование интернет-площадками своих банковским систем, на которые они привлекают потребителей системой скидок. Например, купить сегодня товар на Wildberries или Ozon по обычной банковской карточке будет дороже, чем через платежные системы самих маркетплейсов. Скидка, пояснил собеседник редакции, достигается за счет того, что у интернет-площадок очень низкая — близкая к нулю — стоимость транзакции, в то время как у банков она может достигать нескольких процентов и выше. Однако маркетплейсы в отличие от банков фактически «делятся» этой комиссией с покупателем, поэтому клиентов у них становится всё больше и больше, как и денег в обороте.

Косвенно это подтверждают и сами маркетплейсы, указывая, что банки сегодня не предоставляют покупателям кешбэки за покупки на онлайн-площадках.

— Попытки банков оправдаться, что они выступают лишь за равный доступ к маркетплейсам и расширение программ скидок на большую аудиторию, — лукавство. Во-первых, в письме, направленном в Госдуму и попавшем в публичный доступ, прямо говорится о полном запрете любых программ лояльности на маркетплейсах, — заявили «Известиям» в пресс-службе Объединенной компании Wildberries&Russ. — Во-вторых, уже сейчас банки могут предоставлять кешбэки своим клиентам за оплату на маркетплейсах, но они не делают этого, подчеркнули в компании.

При этом там отметили, что благодаря скидкам маркетплейсов каждая российская семья экономит 55 тыс. рублей в год. В Wildberries&Russ добавили, что скидки финансируются за счет средств самих маркетплейсов, отметив, что согласно экспертным оценкам, запрет скидок приведет к росту цен на 15–20% и разгону инфляции.

— Пять банков в своем письме очень однозначно артикулировали предложение запретить на маркетплейсах любые скидки, бонусы и кешбэки в принципе. Это вырастит цены как минимум для 85 млн жителей страны и сдержит рост бизнесов сотен тысяч предпринимателей, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Ozon.

Там также отметили, что такая риторика говорит о том, что требования пяти банков направлены только на ограничение популярных цифровых платформ, что ухудшит условия для жителей страны, снизит доступность товаров. При этом сами банки постоянно продвигают свои кешбэки, не предоставляя их, например, при оплате через СБП, указали представители маркетплейса.

— Ozon в октябре 2025 года открыто озвучил банковскому рынку предложение на равных условиях участвовать в нашей открытой программе лояльности и инвестировать в прямую выгоду для десятков миллионов россиян, сделав цены для них еще более привлекательными. В формате очень конструктивного диалога эту возможность обсуждают с нами уже 17 банков, — добавили в компании.

Более сдержаны в оценках ситуации в «Яндекс Маркете». В компании отметили, что готовы обсуждать с регулятором и участниками рынка возможные форматы регулирования скидочной политики цифровых платформ. Наша общая задача — найти сбалансированный подход, который будет поддерживать развитие торговли в интересах покупателей и продавцов, но при этом не приведет к ограничению конкуренции, заявил «Известиям» представитель платформы.

Ждать ли роста цен в случае отмены скидок

Если скидки будут отменены, то цены вырастут сразу — причем потеряют от этого в первую очередь простые покупатели, заявил «Известиям» научный руководитель Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. По его словам, вместо этого было бы правильнее разрешить всем банкам работать на маркетплейсах, но при этом, конечно, они должны будут на тех же условиях начать предоставлять скидки своим клиентам, как это делают маркетплейсы.

— Просто банки боятся конкуренции с маркетплейсами, — считает эксперт, прогнозирующий рост цен на размер отменных скидок — примерно до 35%.

К обсуждению ситуации подключились и крупные бизнесмены.

«Наблюдая за схваткой кабальных банков и маркетплейсов (WB и Ozon), двух разных по типу экономик, хочется сказать банкам: хватит плакаться о скидках, которые дают населению в маркетплейсе, просто дайте скидки на ипотеку, на автомобильный кредит, на лизинг, на всевозможные банковские комиссии и другие свои кабальные продукты — и все клиенты будут ваши», — написал в своем блоге созвучную с Остапковичем позицию бизнесмен Олег Дерипаска.

По его словам, он не видит ничего плохого в банках маркетплейсов и считает, что часть вкладов граждан, а это десятки триллионов рублей, плавно перетекут в банки Ozon и WB, которые будут финансировать производство своих основных поставщиков и потребителей.

«Это, безусловно, будет сильным инструментом в борьбе с инфляцией. И мы, наконец-то, сможем запустить так называемую экономику предложения, о чем президент РФ неоднократно просил», считает Олег Дерипаска.

Вопрос формирования прозрачных недискриминационных условий доступа различных участников розничного и банковского рынка к крупнейшим программам лояльности сейчас очень актуален, причем это касается как программ лояльности маркетплейсов, так и банковских (например, «Спасибо») или экосистемных (например, «Свои плюсы»), заявил «Известиям» гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

По его словам, сейчас некоторые платформы уже открыли доступ для любых банков в свои программы лояльности, поэтому было бы логично, чтобы данная практика была использована банками и экосистемами, а условия доступа к программам были транспарентными и недискриминационными. Также эксперт считает логичным, чтобы в рознице, на маркетплейсах и в банковском секторе использовался единый подход предоставления скидок и кешбэков.

— Потребительское сообщество выступает категорически против запрета скидок на маркетплейсах и в других цифровых экосистемах. Причина подобной атаки на скидки кроется исключительно в финансовой выгоде крупнейших банковских организаций, которые своими действиями пытаются уничтожить конкуренцию, — считает председатель Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий. — Ведь они сами предлагают гражданам продукты, подразумевающие предоставление скидок, если человек будет пользоваться их услугами.

По мнению эксперта, предложение банков о введении «единой цены» является, по сути, требованием законодательно зафиксировать неэффективную и самую дорогую модель ценообразования.

— Если маркетплейс будет обязан установить «единую цену», он будет вынужден заложить в нее максимальный уровень издержек, которые возникают прежде всего из-за высокой комиссии на эквайринг самих банков, — пояснил он. -— В результате это неизбежно скажется на ценах, и потребители, вместо получения экономии и использования более выгодных СБП и карт маркетплейсов, должны будут гарантированно переплачивать.

Реализация запрета на скидки от маркетплейсов, добавил собеседник «Известий», также может привести к скачку инфляции из-за роста цен на основные категории потребительских товаров в районе 15% в 2026 году, что не отвечает политике ЦБ РФ по ее сдерживанию.

— Необходимо понимать: когда банки или маркетплейсы ведут речь об ущемлении прав потребителей в контексте предоставления скидок, на самом деле ни те, ни другие не преследуют цель заботы о потребителях. Обе категории, прежде всего, отстаивают собственные бизнес-интересы. Те же онлайн-площадки используют скидки как инструмент завоевания рынка, — заявил «Известиям» руководитель Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров.

При этом, по его словам, пока полный запрет на скидки для маркетплейсов выглядит маловероятным. Ведь подобные инструменты -— например, в виде программ лояльности и специальных акций — используют как банки, так и ритейлеры. Но определенные ограничения для онлайн-платформ в перспективе могут иметь место, считает эксперт.

— В таком случае можно ожидать небольшого повышения стоимости товаров в среднем по ассортиментной матрице маркетплейсов, но не более 5–10%, — говорит Артур Гафаров.

Однако, по его мнению, даже при таком раскладе маркетплейсы, скорее всего, найдут другой способ снизить цену товаров.