Штрафы за рекламу в запрещённых соцсетях повысят до 1 млн


Фото: Global Look Press

Блогерам грозят штрафы до 1 млн за рекламу в запрещённых иностранных соцсетях

Штрафы за размещение рекламы в запрещенных иностранных соцсетях предлагают увеличить до 1 млн рублей. «Известия» ознакомились с подготовленным депутатами «Единой России» законопроектом, который направлен на отзыв в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД. Документ предусматривает повышение санкций для физических лиц до 80 тыс. рублей (сейчас — 2–2,5 тыс.), а для юридических — до 1 млн рублей (вместо 200–500 тыс.). Авторы инициативы считают, что действующие незначительные размеры штрафов не останавливают блогеров от размещения рекламы, поэтому наказание необходимо ужесточить. Как оценивают инициативу в отрасли — в материале «Известий».

Штрафы для блогеров хотят ужесточить

Наказание за размещение рекламы в иностранных соцсетях Instagram и Facebook (принадлежат компании Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ) могут увеличить до 1 млн рублей. Как выяснили «Известия», такой законопроект направлен на отзыв в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД зампредом комитета Госдумы по безопасности, депутатом от фракции «Единая Россия» Анатолием Выборным.

Справка «Известий»

Запрет на распространение рекламы запрещенных иностранных соцсетей установлен законом «О рекламе». Он был введен в 2025 году в целях пресечения фактов спонсирования владельцев платформ, используемых для целенаправленного распространения антироссийского контента, дезинформации, совершения экстремистских и террористических действий, мошенничества и других противоправных деяний. Административная ответственность за его нарушение наступает по ч. 1 ст. 14.3 КоАП, предусматривающей наложение штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей, на должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс., на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс.

Сейчас незначительные размеры штрафов за нарушение установленного запрета не обеспечивают должного превентивного эффекта от размещения рекламы на запрещенных ресурсах, говорится в пояснительной записке к законопроекту (есть у «Известий»). При этом получаемые от такой деятельности доходы многократно превышают размер наказания, подчеркивается в документе.

В связи с этим предлагается ужесточить наказание: для граждан установить штрафы в размере от 50 тыс. до 80 тыс. рублей, для должностных лиц — от 80 тыс. до 150 тыс., для юрлиц — от 500 тыс. до 1 млн.

— Очевидно, что штраф в 2,5 тыс. рублей никого не останавливает — рекламу в запрещенных соцсетях блогеры по-прежнему размещают. Для них это символическая сумма по сравнению с доходом от интеграций, где фигурируют сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей, — пояснил «Известиям» необходимость усиления наказания Анатолий Выборный.

Он также отметил, что в условиях информационной войны против России, развязанной Западом, запрещенные платформы активно используются для целенаправленного распространения дезинформации, экстремизма, ловушек мошенников, вербовщиков и антироссийской повестки.

— Потому доступ к ним и был ограничен. Но блогеры, размещая там рекламу, снова открывают этот «ящик Пандоры», легализуя их присутствие и способствуя дальнейшему продвижению и популяризации. Сознательно или нет, тем самым они обеспечивают приток финансовых средств иностранным организациям, признанным экстремистскими и нежелательными в России, поэтому мы обязаны пресечь любое, даже косвенное финансирование таких структур, — пояснил депутат.

Как писали «Известия», несмотря на запрет, блогеры продолжают размещать рекламу в этих соцсетях. Некоторые из них делают это открыто и не боятся даже отмечать производителей товаров и услуг, но есть и те, кто старается обходить закон: формально они не обозначают такие посты, подавая в формате личного совета или рекомендации. Часто такой контент размещается в сторис, которые исчезают через 24 часа, что дополнительно затрудняет контроль.

Репост в сторис в Instagram может стоить от 7 тыс. рублей, выяснили «Известия», пообщавшись с некоторыми из микроблогеров. По их словам, давать рекламу там не опасно, так как через 24 часа сторис пропадет. А вот на не запрещенном, но работающем с ограничениями TikTok расценки уже в 9 тыс. рублей. Комбоуслуги — рилс, репост в сторис + TikTok + YouTube + Telegram обойдутся уже в 16 тыс.

«Известия» направили запросы в ведомства с просьбой прокомментировать перспективы поддержки законопроекта.

Поможет ли ужесточение наказания

Каждое повышение штрафа влияет на решение о публикации рекламы: теперь она должна приносить на 50–100% больше ценности, чтобы риск считался оправданным самим нарушителем или согласованным юристами внутри организации, заявил «Известиям» эксперт по цифровым коммуникациям Ярослав Мешалкин.

По его словам, поэтому число нарушений уменьшится, а вот насколько существенно — пока оценить сложно. Это понимают и регуляторы, поэтому действуют поэтапно и наблюдают за результатами.

— Мы рассматриваем эту инициативу как негативную для рынка, поскольку практика ее применения пока не сформирована и будет вырабатываться в ближайшие три года, — заявила «Известиям» основатель Юридического центра для блогеров и агентств Анастасия Красникова.

По ее словам, в погоне за ужесточением регулирования могут пострадать добросовестные участники рынка, как показывает опыт внедрения новых норм, поэтому их следует вводить поэтапно и в тесной коммуникации с отраслью. При этом существующего регулирования уже достаточно, добавила она.

Основательница коммуникационного агентства Breaking Trends, секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова, напротив, считает, что в основе инициативы есть логика: государство стремится стимулировать переход инфлюенсеров и брендов на российские площадки, а без развития собственных медиасред экосистема действительно остается уязвимой.

— Суверенные коммуникационные платформы — это уже не опция, а необходимость, если мы хотим долгосрочно выстраивать устойчивый рынок. Но при этом повышение штрафов само по себе вряд ли станет решающим инструментом. Практика показывает, что запретами сложно изменить реальные модели поведения: инфлюенсеры будут искать обходные форматы, уходить в нативные интеграции, работать через закрытые каналы, и реклама в зарубежных соцсетях всё равно продолжит существовать просто в менее очевидных формах. Контролировать каждый такой кейс физически невозможно, — считает эксперт.

Поэтому, по ее словам, есть риск того, что ужесточение регулирования не приведет к желаемому эффекту, а лишь усложнит работу рынка. Вместо того, чтобы действовать через систему «штраф — страх», эффективнее было бы усиливать привлекательность отечественных платформ функционалом, аудиториями, монетизацией. Нужно создавать условия, при которых блогерам и рекламодателям будет выгодно и комфортно работать внутри страны.

В долгосрочной перспективе ставка должна быть на развитие сильных медиаплощадок и грамотную PR-стратегию по их продвижению, считает Юлия Загитова. Только комбинация правильных инструментов, экономической мотивации и качественной инфраструктуры может действительно изменить логику рынка, а не просто формально ограничить ее, полагает она.

Закон о запрете рекламы на запрещенных иностранных ресурсах был необходимым шагом для того, чтобы окончательно перевести рекламную деятельность на отечественные платформы, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

— Но мы видим, что отдельные блогеры продолжают размещать там рекламу, зачастую сознательно обходя закон. Это говорит о том, что нужно не только совершенствовать механизмы контроля, но и, возможно, рассмотреть вопрос корректировки административных мер. Важно, чтобы ответственность была соразмерна масштабам нарушений и экономическому эффекту от них, — сказал он «Известиям».

По его словам, главная цель — не наказывать, а выстроить прозрачные и справедливые правила. Закон должен не просто фиксировать нарушения, а формировать культуру ответственности в медиасреде. Тогда рекламный рынок будет развиваться устойчиво, а доверие аудитории к российским платформам только расти, резюмировал депутат.