Кудрявцева: нейросети меняют рынок труда — зарплаты в AI бьют рекорды


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Как ИИ перекраивает рынок труда и кто теперь зарабатывает до 700 тыс.

Резкое увеличение интереса к искусственному интеллекту перестроило рынок труда и привело к появлению новых специальностей, но немногие компании пока получили непосредственную финансовую выгоду от этих технологий. Работодатели по-прежнему активно формируют потребность в ИИ-специалистах, несмотря на отсроченный эффект от вложений. Об этом 21 ноября сообщила «Известиям» директор по персоналу ГК Selecty Дарья Кудрявцева.

Она отметила, что только 38% организаций, которые внедрили нейросети, зафиксировали прирост доходов, при этом именно банки, интернет-сервисы и телеком-операторы продолжают усиливать кадровый спрос и поддерживать высокий уровень оплат. Кудрявцева пояснила, что менее четверти компаний создают ИИ-продукты самостоятельно, а большинство предпочитает привлекать внешних разработчиков или пользоваться готовыми решениями.

«Компаниям, у которых ИТ — непрофильное направление, нередко сложно выставить ясное техническое задание на внедрение искусственного интеллекта. Брать профессионала в штат часто становится неоправданно дорогим шагом, поэтому многие выбирают проектное трудоустройство ИТ-специалиста через аутсорс», — заявила эксперт.

По ее словам, профессии в области ИИ за несколько лет существенно трансформировались: если четыре года назад инженеры по машинному обучению и специалисты по NLP были в новинку, то сейчас для них сформированы четкие требования и устоявшийся уровень заработка. Обычные зарплатные рамки составляют от 150 тыс. рублей для junior-уровня до 600 тыс. для senior ML-инженеров, а вознаграждения архитекторов сложных AI-систем могут доходить до 700 тыс. рублей. Специалисты по LLM и генеративному ИИ получают на 20–30% больше.

Наиболее дефицитны кандидаты уровня senior, так как для работы высокого уровня требуется опыт, который нельзя обрести за несколько лет существования новых профессий.

«Поскольку инвестиции в AI-технологии высоки и требуют компетентного управления, то компании, внедряющие ИИ-технологии, стали задумываться о необходимости директоров по искусственному интеллекту. Они контролируют всю инфраструктуру и архитектуру данных. Также в числе их задач — внедрение нейросетей в бизнес-процессы и разработку новых продуктов. При этом требования у разных работодателей могут быть очень индивидуальными», — сказала Кудрявцева.

Кроме разработчиков, наблюдается рост спроса на сотрудников, которые интегрируют ИИ в прикладные задачи: маркетологов, логистов и бухгалтеров. Эксперт уточнила, что такие специалисты могут развиваться как глубже в рамках своей профессии, осваивая новые способы применения технологий, так и шире, обучая персонал компаний-заказчиков.

Особо Кудрявцева отметила расширение применения ИИ в творческих профессиях. По ее словам, технологии все активнее входят в искусство: цифровые архивисты используют нейросети для реставрации культурных объектов, медиакураторы формируют визуальные и смысловые интерпретации произведений, созданных ИИ, а арт-инженеры создают инсталляции и генеративную графику для музеев и театров.

21 ноября директор ИТ-колледжа «Хекслет» Антон Васильев рассказал «Известиям», как увлечение играми может перерасти в профессиональный путь. Сейчас видно, что рынок труда внутри геймдева — многомиллиардной и технологически сложной индустрии — дробится на все более узкие и сложные специализации. Помимо привычных программистов и 3D-художников появляются на первый план профессии, о которых пять лет назад почти не было слышно, например гейм-дизайнеры для виртуальной и дополненной реальности.