Сенатор Климов: Нюрнберг позволил 80 лет жить без Третьей мировой


Фото: РИА Новости/Виктор Кинеловский

Нюрнберг: уроки трибунала, которые формируют мир уже 80 лет

Нюрнбергский процесс оказался ключевым рубежом, определившим облик послевоенного международного права. Он сформировал принципы, положенные в основу ООН, современных международных судов и механизма уголовной ответственности за особо тяжкие преступления, благодаря чему в течение 80 лет не случилась Третья мировая война. Об этом «Известиям» сообщил зампредседателя Комитета СФ по международным делам Андрей Климов . Подробнее — в материале «Известий».

Наследие Нюрнберга и формирование новой архитектуры мировой безопасности

Процесс в Нюрнберге 1945–1946 годов изменил подходы к международно-правовой ответственности государств и индивидуальной ответственности руководителей. Он установил принципы, которые стали основой системы послевоенной безопасности, в том числе послужили толчком к созданию Организации Объединенных Наций, развитию международного судебного устройства и формированию норм современного уголовного права.

Зампредседателя Комитета СФ по международным делам Андрей Климов подчеркнул, что заслуга Нюрнбергского процесса состоит в том, что был найден политико-правовой механизм, не позволивший разгореться Третьей мировой войне.

— Это была относительно стройная система, которая позволяла миру жить без Третьей мировой войны в течение 80 лет. Я надеюсь, мы и дальше будем жить, но 80 лет — это очень большой срок, учитывая, что между Первой и Второй Мировыми войнами срок был совсем маленьким — в 1939 году началась Вторая мировая война, а Первая мировая закончилась в 1919 году. К сожалению, ветра истории неумолимы, и они требуют перемен. Мы находимся на пороге новой эпохи, и это — эпоха многополярного мира, которая потребует свох уточнений в правовые нормы, — пояснил сенатор.

Влияние Нюрнбергского процесса на создание ООН

Нюрнбергский трибунал подтвердил необходимость существования глобальной структуры, способной предотвращать вооруженные конфликты и обеспечивать коллективную безопасность. Хотя Устав ООН был подписан до начала процесса, именно итоги трибунала определили практическое содержание задач организации.

В уставные документы ООН были включены идеи об индивидуальной уголовной ответственности за преступления против мира и против человечности. Принципы, выработанные трибуналом, получили закрепление в резолюции Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1946 года, что придало им обязательную силу для всех государств.

На базе нюрнбергских принципов затем были сформулированы Женевские конвенции 1949 года, нормы международного гуманитарного права и положения уголовных кодексов ряда стран.

От Нюрнберга до Гааги

Нюрнбергский процесс стал прецедентом: впервые в истории высшие государственные руководители предавались суду международной инстанции.

Это послужило фундаментом для институтов, действующих и поныне — Международного военного трибунала для Дальнего Востока, временных трибуналов ООН по бывшей Югославии и Руанде, а также для Постоянного Международного уголовного суда (МУС), созданного Римским статутом 1998 года.

Нюрнберг стал первой моделью международного правосудия, а его правовые стандарты перекочевали в современную систему глобального уголовного преследования.

Скрытые политические мотивы

Тем не менее, завершив Вторую мировую войну, США и Великобритания незамедлительно начали выстраивать систему противостояния с Советским Союзом, напомнил «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий. Бывшие гитлеровцы, нацисты, эсэсовцы были приняты на службу в США и Великобритании, а также в Аргентине и других странах. Так началась Холодная война, длившаяся десятилетиями, поскольку и США, и Британия стремились нанести серьёзный удар по Советскому Союзу.

— Они начали с того, что изобрели атомное оружие, но Советский Союз, наши ученые, опередили эту шваль, нечисть, которая хотела нас уничтожать уже после Великой Отечественной войны. Сегодня идет постоянная конфронтация. Сегодня Россия в мировом масштабе. — это добро. Запад — зло. С момента Великой Отечественной войны прошло 80 лет, и снова та же формулировка, только в измененном формате. Раньше это была гитлеровская коалиция, а сегодня это — блок НАТО, с такими же идеями, такими же целями разорвать, уничтожить Россию, — рассказал Водолацкий.

По его мнению, сегодня России приходится отстаивать собственную безопасность, применяя вооружение и другие средства, которые обеспечивают комфортное существование и помогают снова избавлять мир от той коричневой чумы, которая, по его словам, сейчас проросла на территории Украины.

Андрей Климов добавил, что политические интересы союзников, которые уже в конце войны стали расходиться в связи с надвигающимся противостоянием Востока и Запада, существенно отразились на ходе Нюрнбергского процесса и на трактовке его итогов. У каждого участника антигитлеровской коалиции были свои стратегические задачи.

— В Лондоне в то время рассматривался план «Немыслимое», военное столкновение с Советским Союзом, план уничтожения нашей с вами Родины. Вашингтон хотел оттеснить Британскую империю от управления миром и править миром самим. Так возник американский неоимпериализм, где новой империей должна была стать Америка. Мы пытались воплотить систему государств, которые были нашей политической армией – так был создан Варшавский договор, объединения в структуры экономической взаимопомощи, а также развитии сотрудничества со странами Африки, Латинской Америки и государствами ASEAN.

Несмотря на различие мотиваций и целей, союзникам удавалось избегать крупнейших столкновений, удерживая послевоенную систему от критических срывов. Уже в 1960-е годы мир пережил несколько тяжёлых кризисов — в том числе арабский ракетный кризис, — последствия которых удалось избежать с большими трудностями. Сегодня, подчеркнул Андрей Климов, многие нормы, выработанные после Нюрнбергского трибунала и призванные служить основой международного права, регулярно нарушаются западными странами, прежде всего государствами НАТО.

— Там уже бои без правил начались. Их сдерживает только одно — огромный ракетно-ядерный потенциал России, способный всех их поставить на место практически одновременно и навсегда. Они это понимают. Это заставляет их не перешагивать красную линию. Отсюда — подковерная борьба, прокси-войны, наемники в виде киевского режима. Они ежедневно нарушают международное право.