Тарифная хватка: последствия вторичных санкций США для России


Фото: REUTERS/Jonathan Ernst/File Photo

500% тарифы Трампа: удар по Китаю и Индии или вред самим США?

Президент США Дональд Трамп выразил поддержку законопроекту ряда конгрессменов, который предлагает ввести вторичные санкции в размере 500% против государств, закупающих у России нефть, газ и уран. В первую очередь такие пошлины могут затронуть Китай и Индию. Эксперты отмечают, что подобные меры способны нанести удар по экономике самих Соединенных Штатов, тогда как партнеры России, уже выстроившие схемы обхода ограничений, вряд ли прекратят торговлю с нашей страной. О том, как Вашингтон продолжает оказывать давление на Москву после переноса встречи лидеров и представляют ли новые тарифы угрозу, — в материале «Известий».

Почему Трамп поддержал введение вторичных санкций

Дональд Трамп одобрил идею введения импортных пошлин в размере 500% в отношении торговых партнеров РФ. На данный момент соответствующий законопроект находится на рассмотрении в сенате США. Если инициативу примут обе палаты конгресса (сенат и палата представителей), президент готов будет подписать документ.

— Я слышал об этом, и меня это устраивает. Республиканцы вносят законопроект, который предусматривает очень жесткие санкции в отношении любой страны, которая ведет бизнес с Россией. Они также могут включить туда Иран, — заявил президент США.

Проект предусматривает тариф в 500% на импорт из тех стран, которые покупают российскую нефть, нефтепродукты, природный газ или уран. То есть вторичные санкции будут направлены не против прямой торговли США с Россией, а против государств, которые одновременно ведут дела с Москвой и Вашингтоном. Иначе говоря, если Китай или Индия импортируют российскую нефть, то на их товары, поступающие в США, могут быть наложены пошлины в 500%. В документ также включен запрет для граждан США на покупку российских государственных облигаций. В Штатах подобный пакет мер считают «сокрушительным» для экономики России.

Упоминание Ирана со стороны Трампа выглядит несколько странно и не до конца ясно. Возможны два объяснения. Первое — Трамп дал понять, что тарифы в 500% могут коснуться и Ирана. Однако торговля между Тегераном и Вашингтоном практически отсутствует: в 2024 году товарооборот между ними составил всего $838,4 млн. В этом случае, по словам научного руководителя Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, речь может идти о демонстрации запугивания другими странами, включая Иран.

— Это по сути продолжение «политики максимального давления» на Иран. Если меры будут предприняты, они будут носить скорее символический характер, чтобы показать, что сотрудничество с Ираном возобновлено не будет, — заявил «Известиям» вотоковед Леонид Цуканов.

Второй вариант трактовки — Трамп угрожает Тегерану тем, что вторичные тарифы могут быть введены и в отношении государств, которые торгуют с Ираном, то есть подразумеваются еще более жёсткие ограничения, чем действующие сейчас.

О каком законопроекте идет речь

Речь идет о законопроекте, который разработали в конгрессе еще весной при значительном участии союзника Трампа, сенатора от Южной Каролины Линдси Грэма. В мае он заявил, что 72 конгрессмена готовы поддержать инициативу, если Россия откажется от мирных переговоров с Украиной.

— Цель — помочь президенту. Когда президент Трамп сочтет, что мы зашли в тупик [в вопросе урегулирования украинского конфликта], тогда ждите действий, — уточнил сенатор.

По мнению Грэма, в итоге России придется выбирать между прекращением конфликта и «разгромом» экономики.

Сейчас Трамп вновь вспомнил о проекте закона, намереваясь использовать его как инструмент угрозы и давления на Москву, отметил в разговоре с «Известиями» член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько.

При этом ряд представителей и в Кремле, и в Вашингтоне признают, что санкционные рычаги не безграничны. Так, госсекретарь США Марко Рубио по итогам встречи министров иностранных дел G7 заявил, что у США иссякают объекты для новых ограничений. «Не знаю, что еще нужно сделать», — сказал он.

Российская сторона отмечает, что экономика страны уже долгое время работает в условиях санкций и успела выработать к ним иммунитет.

— Будем смотреть, как идет этот законопроект, и будем смотреть, о каких деталях там пойдет речь. Мы, конечно, к этому отнеслись бы крайне негативно, — сказал уже 17 ноября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

По мнению Безпалько, законопроект Грэма может негативно сказаться как на экономике США, так и на репутации американского лидера.

— Во-первых, это лишь усилит недоверие к американскому государству, к политике Трампа, и к Трампу лично. Во-вторых, это ускорит деление мира на зоны влияния, потому что те, кто Трампу не подчинялся, они и так ему подчиняться не будут. А те, кто подчинялся, они и так давно вошли в русло санкционной американской политики против России, — считает эксперт.

Ранее Politico указывало, что на практике инициатива может подорвать торговые связи США с ключевыми партнерами. Так, введение 500%-ных тарифов в отношении китайских товаров может серьезно поднять цены, нарушить цепочки поставок, увеличить безработицу в США и фактически остановить торговлю с Китаем, что вредно для американских интересов.

В октябре лидер республиканцев в Сенате Джон Тьюн сообщил, что рассмотрение инициативы было отложено до встречи Трампа с Путиным в Будапеште. Позже в Белом доме сообщили об отмене встречи, а в Кремле уточнили, что ее решили перенести. Тем не менее РФ и США продолжают переговоры по организации встречи и по украинскому урегулированию, сообщил 16 ноября помощник президента РФ Юрий Ушаков.

Последние высказывания Трампа в поддержку законопроекта могут остаться декларативными, как и многие его прежние заявления, полагает Богдан Безпалько. Он напомнил, что риторика президента рассчитана и на внутреннюю аудиторию, и на европейцев, ожидающих от него подобных шагов. При этом, по мнению эксперта, в Вашингтоне осознают, что Москва в крайнем случае сможет ответить зеркальными санкциями.

Чем законопроект грозит России

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов выделяет два возможных сценария. Жесткий — когда 500%-ные пошлины будут применены ко всему импорту из Китая, Индии и других партнеров России в США, и базовый — когда тарифы введут выборочно, затронув отдельные товарные категории.

По базовому сценарию ожидается некоторое сокращение внешнеторгового оборота России в 2026 году — примерно на 4–6%, считает Владимир Чернов. Это произойдет из-за уступок, которые российские поставщики сделают партнерам, перестройки логистики и сложностей с расчётами. При прогнозируемом внешнеторговом обороте РФ в 2025 году на уровне $650–670 млрд, в 2026-м он может опуститься до $620–640 млрд в указанном сценарии, отмечает эксперт.

В случае жесткого варианта сокращение может оказаться более существенным, так как крупные китайские и индийские компании станут осторожнее в сделках с Россией. Тогда внешний товарооборот РФ в 2026 году может упасть примерно до $580 млрд, не исключает Чернов.

Тем не менее Соединенные Штаты уже не раз угрожали усилением мер против партнеров России, но многие государства отказались менять экономические связи под давлением, не желая жертвовать собственными интересами, указывает вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, управляющий партнер ЮК «Лекс Альянс» Артур Леер.

В 2024 году на Китай пришлось $244,8 млрд товарооборота РФ, на Индию — $70,6 млрд, напоминает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. Эти государства вряд ли легко откажутся от выгодного взаимодействия: Нью-Дели в основном покупает у Москвы энергоносители (85% экспорта — нефть и уголь) и продает лекарства, продукты питания и электронику. Пекин получает нефть, газ, металлы и удобрения, поставляя машины и оборудование. Такие цепочки уже три года функционируют с обходом западных санкций, подчеркивает он.

Владимир Чернов также полагает, что при принятии американского законопроекта Китай и Индия, вероятно, продолжат закупки, но сократят официальные объемы и частично переведут поставки в серые схемы и через посредников.

По данным Банка России на 15 ноября курс доллара составил 81,12 рубля. Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин обращает внимание, что среднесрочно национальная валюта может ослабнуть из-за падения экспорта и снижения притока валюты в страну. Удерживать курс в относительно стабильном виде, по его мнению, смогут лишь высокие ставки Банка России. Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что к концу года курс рубля может приблизиться к отметке около 86 за доллар.