ЕС усиливает контроль за финансами Украины из-за коррупции в Киеве


Фото: AP/Geert Vanden Wijngaert

ЕС вводит экспертов в Украину и ищет деньги в замороженных активах РФ

Евросоюз рассматривает возможность увеличения присутствия экспертов ЕС на территории Украины из-за коррупционных скандалов в этой стране, сообщили «Известиям» в Европарламенте. При этом останавливать поддержку Киева Брюссель не собирается, уточнили в Еврокомиссии. Впрочем, единственным оставшимся вариантом финансирования в Брюсселе остается «репарационный кредит» за счет замороженных российских активов. Но ряд стран могут заблокировать попытку похитить средства РФ. В частности, против выступает Бельгия, где и хранится большая их часть. На этом фоне Киев остановил переговоры с Москвой, что в итоге может только ухудшить его позиции.

Последствия коррупционных скандалов на Украине

Коррупционные скандалы на Украине не остались незамеченными Евросоюзом: там намерены усилить контроль за направляемыми Киеву деньгами. Об этом «Известиям» заявили в Европарламенте.

— Европейский Союз уже применяет один из самых строгих механизмов надзора в мире, и, естественно, в свете недавних случаев коррупции на Украине, ведется обсуждение дальнейшего усиления этих мер контроля. Это может включать в себя более глубокое сотрудничество с Европейской счетной палатой, расширение инструментов мониторинга в режиме реального времени и увеличение присутствия экспертов ЕС непосредственно на Украине, — заявил «Известиям» евродепутат из ведущей Европейской народной партии Томаш Здеховски.

10 ноября, после того как провалились попытки Киева, по сути, обездвижить НАБУ и САП, эти антикоррупционные структуры провели масштабную операцию «Мидас», направленную на разоблачение махинаций в госкомпании «Энергоатом». На этом фоне Зеленскому ничего не оставалось, кроме как публично потребовать отставок в правительстве Украины. В итоге 12 ноября министра энергетики Германа Галущенко и по совместительству бывшего вице-президента компании отстранили от исполнения обязанностей, а позже заявление об увольнении написала и его преемница Светлана Гринчук.

Оппозиционные силы в ЕС подчеркивают, что коррупционные скандалы еще больше ослабляют общественную поддержку помощи Украины. Однако усилить контроль за движением средств будет непросто, заявил «Известиям» евродепутат от Люксембурга Фернан Картхайзер.

— У ЕС нет действенных средств для усиления контроля за финансовой помощью, оказываемой Украине. Европейская счётная палата должна играть более активную роль, но по соображениям безопасности она не действует в Украине. Антикоррупционные органы, существующие в Украине и поддерживаемые ЕС, к сожалению, нельзя считать полностью независимыми. — утверждает политик.

В первую очередь, эти коррупционные скандалы негативно влияют на избирателей в европейских странах, что в свою очередь заставляет политиков требовать конкретных результатов антикоррупционных расследований, обращает внимание проректор Дипакадемии Олег Карпович. А социально-экономические проблемы в Европе будут только снижать возможности и желание продолжать финансировать Украину в прежнем объеме, сказал он. В 2027 году ожидаются президентские выборы во Франции и парламентские в Польше, причем там эксперты не исключают и досрочные. До ключевых выборов в Венгрии осталось и вовсе менее полугода, однако там ситуация несколько иная — правящая партия во главе с Виктором Орбаном как раз против финансирования Украины в ущерб национальным интересам.

— Коррупционный скандал подчеркивает колоссальную проблему. Европа вливает миллиарды, не имея четкого представления о том, как именно расходуются эти деньги. И это не новость: Европейская счетная палата еще в отчете за 2021 год фиксировала крупные масштабы коррупции на Украине. Брюссель знал о проблеме — и все равно продолжал подписывать чеки, — сказал «Известиям» евродепутат от Франции Тьерри Мариани.

Последние скандалы бросают тень на Владимира Зеленского, и в ближайшее время ситуация может усугубиться. Напомним, что 10 ноября, буквально за несколько часов до обысков НАБУ, Украину покинул бизнесмен Тимур Миндич, совладелец студии «Квартал 95» и по совместительству ближайший соратник Зеленского — вместе с Галущенко, по версии украинских СМИ, он замешан в коррупционных схемах и в том числе вокруг «Энергоатома». Финансовая помощь Украине действительно может сократиться, и многое здесь будет зависеть от того, что могут рассказать Миндич и другие фигуранты дела, сумевшие сбежать из страны, обращает внимание экс-депутат польского сейма Матеуш Пискорский.

— Многие аналитики в Европе практически уверены в том, что, на самом деле, вся эта кампания направлена против Зеленского и внешними игроками, и внутренней оппозицией, — сказал «Известиям» Пискорский.

На фоне коррупционных скандалов еще одна видная фигура, украинский бизнесмен Игорь Коломойский (внесен в федеральный реестр террористов и экстремистов РФ), обращаясь в суде к прокурорам по его делу, заявил, что «Наполеона-Зеленского скоро не будет». Коломойский с сентября 2023 года находится в СИЗО и сейчас может сыграть «особую роль» в деле против Миндича.

Позиции официального Киева пошатнули и недавние резонансные заявления. 12 ноября МИД объявил об остановке переговоров с Москвой якобы из-за отсутствия прогресса. Последняя встреча делегаций состоялась еще 23 июля. При этом именно киевский режим оставил без ответа почти все предложения российской стороны, выдвинутые по итогам стамбульских переговоров, за исключением обменов. 16 ноября секретарь СНБО Рустем Умеров, участвовавший в переговорах, заявил, что Россия и Украина при посредничестве Турции и ОАЭ договорились возобновить обмены пленными.

В то же время Анкара придерживается иного мнения. Российско-украинский конфликт находится в ближайшей точке для своего прекращения, сказал глава МИД Турции Хакан Фидан. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заметил, что Украина фактически потеряла свою независимость, поэтому ее можно склонить к уступкам и заставить завершить конфликт, а Европа должна приложить к этому все усилия.

Почему Украина может остаться без денег

Риски для Киева заключаются в том, что без помощи Европы финансировать его будет просто некому. Несколько дней назад Дональд Трамп подчеркнул, что США перестали тратить деньги на Украину. Действительно, вместо этого все расходы еще с лета легли на европейских союзников по НАТО, которые закупают американское вооружение для поставок Киеву. Схема работает: по словам главы Минфина Скотта Бессента, Вашингтон реализует оружие с наценкой 10% и таким образом компенсирует расходы на логистику. В середине сентября Пентагон уже одобрил первые поставки на $500 млн за счет Дании, Исландии, Латвии, Литвы, Норвегии, Финляндии, Швеции и Эстонии. Потенциальное же сокращение финансирования в случае выявления новых коррупционных схем уменьшит «банк» и для закупок оружия.

Более того, у европейских стран для дальнейшего финансирования Украины и так уже не много опций. Большинство из них как единственный оставшийся вариант рассматривают так называемый «репарационный кредит» для Киева за счет замороженных российских активов. А все потому, что других денег уже нет. Причем подобные заявления звучат не только в СМИ, но и публично от политиков. В очередной раз на эту тему после встречи глав минфинов ЕС в Брюсселе высказался, например, покидающий свой пост чешский министр Збынек Станюра. Поддержка Украины, выражающаяся в том числе с бесчисленных антироссийских санкциях, серьезно потрепала финансовую устойчивость ЕС, взвинтив цены на энергоносители и замедлив рост ВВП стран-членов.

В Европарламенте же утверждают, что «ЕС не сталкивается с трудностями» и ведет обычное бюджетное планирование на следующий цикл. Обсуждения возможных корректировок на 2026 год, как всегда, продолжаются и, естественно, включают поддержку Украины — как немедленную, так и долгосрочную, сказал «Известиям» Здеховски.

Официальный Брюссель продолжает гнуть свою линию, игнорируя издержки своей санкционной политики и оценивая лишь влияние на экономику РФ.

— Мы продолжим поддерживать Украину в достижении мира посредством силы. Санкции ЕС серьезно сказываются на экономике России», — заявили «Известиям» в Еврокомиссии.

При этом идея «репарационного кредита» уже вызывает скепсис у многих европейских политиков, и речь идет даже не о Венгрии и Словакии. Потенциальные риски настолько велики, что заставляют приглушить ярую антироссийскую риторику в ведущих европейских странах. Например, президент Франции Эммануэль Макрон весьма осторожно комментирует эту идею, призывая соблюдать международное право. Он подчеркивает, что Европа — не тот континент, где «можно разом завладеть авуарами одного из центральных банков кого бы то ни было».

— Помимо того, что международное право не предусматривает изъятия суверенных активов (особенно резервов ЦБ), недавние инициативы, такие как классификация конфискации активов как «меры противодействия» агрессивным военным действиям или как условия репарационного кредита, также не имеют под собой подобной правовой основы, — пояснил эксперт по праву ЕС Гуннар Бек.

Основной затык для Евросоюза — в позиции премьер-министра Бельгии, где, в отличие от остальных стран сообщества, хранится большинство замороженных российских активов из €185–210 млрд. Еще в начале дискуссий по поводу будущего репарационного кредита Барт Де Вевер предостерег от создания опасного прецедента и соответственно репутационных рисков.

В первую очередь Бельгия беспокоится, что станет главной мишенью для ответных действий российской стороны. Москва не раз предупреждала, что примет меры в случае незаконной конфискации активов. На этом фоне ЕК даже инициировала переговоры с бельгийской стороной, которые, по информации СМИ, зашли в тупик, а политическое давление на руководство страны только усиливается. Де Вевер потребовал максимальной правовой определенности и прозрачности, включая обязательные гарантии со стороны всех членов ЕС, которые должны разделить риски.

Бельгийский лидер взывает и к прагматической жилке союзников, так как использование самих активов автоматически лишит возможности использовать доходы от них. «Первая проблема, конечно, заключается в том, что, съев курицу, вы теряете золотые яйца. Это надо учитывать», — рассуждает де Вевер, называя российские активы «курицей», а получаемую сейчас сверхприбыль — «яйцами».

Впрочем, последняя возможность в этом году принять какое-то конкретное решение по этому поводу у ЕС появится в декабре, когда европейские лидеры соберутся на итоговом саммите в Брюсселе. Однако вряд ли страны сумеют договориться до конца года, так как подобные правовые механизмы не проверены и будут оспорены в судах как на уровне Евросоюза, так и на национальном уровне, говорит «Известиям» Гуннар Бек.

— Ускорение таких судебных процессов потребовало бы беспрецедентного юридического вмешательства, что вызвало бы резкую и широкую критику со стороны международного сообщества, — сказал он.

Скорее всего, никто не будет так рисковать поддержкой избирателей, особенно сейчас — когда о коррупции на Украине заговорили буквально все, в том числе и в основных мировых СМИ, заключил Пискорский.