Минфин предложил ослабить валютный контроль в отношении зарубежных «дочек» российских банков — проект постановления министерства есть у «Известий». Смягчения затронут, в частности, структуры «Сбера» в Белоруссии, подразделения ВТБ в Казахстане, Армении и Азербайджане, а также Bank GPB International S.A., принадлежащий Газпромбанку в Люксембурге. Теперь этим организациям не придется уведомлять налоговые органы об открытии или закрытии счетов и вкладов, а также об изменении их реквизитов. Эксперты полагают, что на фоне санкций такие послабления могут облегчить расчеты за границей.
Как изменится валютный контроль за зарубежными «дочками» банковВласти намерены смягчить валютный контроль для банков-нерезидентов, входящих в международные группы компаний (МГК), объединенные с российскими финансовыми организациями. Проект постановления подготовил Минфин, узнали «Известия».
— Теперь зарубежные банки не должны будут подавать уведомления в налоговые органы о закрытии, открытии или изменении реквизитов счетов. На текущий момент от этой обязанности освобождены только резиденты, — пояснила руководитель аудиторской и консалтинговой компании «Юстиком» Ирина Кузнецова.
Кроме того, предлагается увеличить срок подачи сведений о движении средств по зарубежным счетам: сейчас документами нужно делиться в течение 30 календарных дней после конца квартала или полугодия, предлагают установить 30 рабочих дней.
В материале отмечается, что инициатива возникла по просьбе бизнеса. В пояснительной документации говорится, что компаниям часто не хватает времени для получения необходимых справок и документов от зарубежных организаций, поэтому действующие сроки считаются краткими.
Справка «Известий»Почти каждая сделка российских компаний с иностранными контрагентами подпадает под валютный контроль. Это нужно, чтобы проверить, не противоречит ли операция требованиям законодательства. Банки-нерезиденты обязаны сообщать налоговым органам об открытии и закрытии счетов и вкладов, а также о смене реквизитов счетов. Всё это требует большого количества документов и создает административную нагрузку на бизнес.
Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев напомнил, что в прошлом году число дел о валютных нарушениях выросло на 60%. До этого регуляторы постепенно ужесточали контроль в данной области.
Ожидаемая дата вступления в силу нововведений — февраль следующего года. «Известия» направили запросы в Минфин, ЦБ и крупнейшие банки.
Старший юрист корпоративной практики BBNP Алексей Чичиренков указал, что изменения связаны с трудностями получения подтверждающих документов от нерезидентов. По его словам, это позволит упростить формальные процедуры и оптимизировать ведение бизнеса.
Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, управляющий партнер ЮК «Лекс Альянс» Артур Леер полагает, что такие меры сделают операции внутри финансовых групп более гибкими. По его мнению, внутри банковских групп это упростит управление корреспондентскими счетами и ускорит перемещение средств, что создаст более удобные условия для операционной деятельности «дочек». Снижение нагрузки на дочерние структуры может способствовать более активному развитию зарубежного бизнеса российских банков.
Кого коснутся послабления и как это повлияет на работуФНС не публикует в открытом доступе официальную статистику по числу российских компаний, входящих в международные группы, отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. По его оценке, речь может идти о нескольких тысячах российских юрлиц, входящих в МГК.
— В международные группы компаний входят практически все крупные российские корпорации, ведущие деятельность через дочерние структуры за рубежом или принадлежащие иностранным холдингам. Среди них — промышленные, сырьевые, финансовые и торговые холдинги, использующие зарубежные компании для расчетов, инвестиций и кредитования внутри группы, — отметил эксперт.
Многие из таких компаний имеют за границей десятки дочерних подразделений — от торговых домов и сервисных центров до финансовых структур, через которые проходят контракты, поставки и финансирование. Эти подразделения зарегистрированы в Швейцарии, Китае, Казахстане, на Кипре и в ОАЭ. Такие «дочки» подпадают под действие норм валютного контроля и предоставляют уведомления о движении средств по зарубежным счетам, уточнил Владимир Чернов.
В документе речь идет лишь о тех, у кого в составе МГК присутствует иностранный банк. В числе таких случаев эксперт назвал ВТБ (Казахстан, Армения, Азербайджан), «Сбер» (Белоруссия) и Газпромбанк (Bank GPB International S.A. в Люксембурге).
Увеличение сроков отчетности и освобождение «дочек» от обязанности подавать уведомления в налоговые органы снизит административную нагрузку: компаниям не придется собирать и передавать большой пакет документов по каждому изменению зарубежного счета, пояснил Владимир Чернов. Это позволит банкам и их зарубежным подразделениям высвободить ресурсы и время для операционной деятельности — проведения трансграничных расчетов и взаимодействия с контрагентами.
Это особенно актуально в условиях санкций, когда каждый международный платеж сопровождается дополнительными проверками, подтверждениями и согласованиями. Упрощение отчетности позволит быстрее формировать платежные документы, оперативнее проводить операции через зарубежные банки и снизит риск задержек из-за формальных несоответствий или бюрократических проволочек.
Заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Президентской академии Александр Абрамов считает, что изменения в основном связаны с усложнением логистики денежных расчетов после ужесточения санкций в отношении российских компаний. Ограничения заставляют банки чаще менять корреспондентские отношения и выполнять больше разнообразных расчетов, что ведет к росту административных расходов. При этом именно через дочерние структуры проходят трансграничные расчеты.
В октябре ЕС ввел новые санкции и запретил транзакции с рядом российских банков. Под ограничения, которые начнут действовать 2 декабря, попали «дочки» Альфа-банка, ВТБ и «Сбера» в Белоруссии, а также ВТБ в Казахстане и Китае. На фоне ужесточения давления на зарубежные представительства российских банков меры по снижению административной нагрузки на них приобретают особую значимость, поскольку помогают поддержать устойчивость финансовых групп.