Фуры с товарами из Китая застряли на границе


Фото: Global Look Press/Petrov Sergey

Польша открывает КПП с Белоруссией ради бизнеса и китайских поездов

Глава польского правительства Дональд Туск сообщил, что в ближайшее время Варшава вновь откроет пограничные переходы «Кузница Белостоцкая» и «Бобровники», когда-то соединявшие Польшу с Белоруссией. Оба перехода закрыты уже в течение нескольких лет: «Кузница» — с ноября 2021 года, «Бобровники» — с февраля 2023 года. Правительство пошло на этот шаг под давлением населения Подляского воеводства, находящегося по западную сторону от белорусской границы. Но тут могут быть и другие прагматические соображения: поднять заработок за счет китайского транзита. Подробности в материале «Известий».

Медленное удушение

В свое время Польша и Белоруссия были тесно связаны экономически: поэтому осуществлялось оживленное трансграничное движение. Раньше на польско-белорусской границе действовало шесть пунктов пропуска. Однако пять лет назад польская сторона в одностороннем порядке закрыла свои КПП «Славатыче» («Домачево» со стороны Белоруссии) и «Половцы» («Песчатка») — под предлогом бушевавшей тогда пандемии Covid-19. А через некоторое время Варшава обвинила Минск в том, что якобы «режим Лукашенко» намеренно гонит на польскую границу мигрантов из стран третьего мира. Под этим предлогом осенью 2021 года закрылся КПП «Кузница Белостоцкая» («Брузги»).

После этого тяжесть большей части трафика легла на КПП «Бобровники» («Брестовица») — это была основная точка пересечения границы в Гродненской области и одна из крупнейших на польско-белорусской границе. В декабре 2022 года через этот КПП в обе стороны миновали, по данным польской госпогранслужбы, почти 111 тысяч человек. Однако в феврале 2023 года Варшава перекрыла и «Бобровники»: тогдашний польский министр внутренних дел Мариуш Каминьский объяснил этот шаг «интересами государственной безопасности».

Потом последовало закрытие многостороннего автомобильного пункта пропуска «Кукурыки» («Козловичи»), которым пользовались грузовые фуры: он перестал действовать с июля 2024 года. Впрочем, позже движение там снова разрешили — но в ограниченных масштабах. Как жаловались эксперты, ежедневно в обоих направлениях там пропускалось не более 50% от пропускной способности данного погранперехода или 600-650 фур — что обусловило возникновение многокилометровых очередей. Также на границе Польши с Белоруссией все еще был открыт пункт пропуска «Тересполь» («Брест»), предназначенный для легковых автомобилей.

При этом, что примечательно, нарастал поток жалоб на закрытие пограничных пунктов — не столько от белорусов, сколько от самих поляков. Еще в начале 2023 года издание Niezależny Dziennik Polityczny писало, что закрытие пограничных пунктов ударило по тем полякам, которые вели бизнес с белорусскими фирмами, имеют за восточной границей родственников — и за годы до пандемии привыкли так или иначе пользоваться правом на свободу передвижения, закрепленным в конституции Польши. Многие поляки, кстати, в свое время привыкли покупать дешевые белорусские товары, не покидая своей территории — из рук въезжающих перекупщиков. Но усилиями из властей этот бизнес начал быстро «схлопываться».

Белоруссия, как известно, ответила Польше ассиметрично — ввела для поляков безвизовый въезд. Но даже освободившись от необходимости оформлять визы в соседнюю страну, жители Польши не могли легко преодолеть «железный занавес», старательно воздвигаемый на границе их собственным правительством. Поэтому минувшим летом депутаты польского Подляского воеводства потребовали от властей государства открыть хотя бы один дополнительный переход на границе с Белоруссией. Депутатам вдруг стало ясно: закрытая граница душит местный бизнес и тормозит развитие региона — так как польские предприниматели сталкиваются с логистическими проблемами и теряют клиентов из Белоруссии. О том же говорили и представители достаточно влиятельной партии «Конфедерация» — они настаивали на возобновлении работы КПП «Бобровники» и «Кузница Белостоцкая».

Двухнедельный простой

Представитель «Конфедерации» Збигнев Касперчук подчеркивает: «Эти переходы невероятно важны для наших бизнесменов, которые пострадали от их закрытия. Сегодня мы стоим плечом к плечу с этими предпринимателями, потому что их положение очень тяжелое. Правительство бросило их на произвол судьбы, не ведет с ними диалог и не предлагает им никаких решений». Касперчук добавил, что закрытие обоих погранпереходов в Подляском воеводстве привело к убытку в 970 млн злотых (около € 230 млн), «испарившихся из карманов подляских предпринимателей» — эта сумма составляет 52% бюджета воеводства на 2025 год.

Однако вместо того, чтобы пойти навстречу собственному бизнесу, Варшава еще сильнее ухудшила его положение. В ночь на 12 сентября правительство Польши, воспользовавшись в качестве повода российско-белорусскими учениями «Запад-2025», окончательно закрыло границу с Белоруссией. Данный шаг затронул отнюдь не только эти две страны — событие повлекло за собой геополитические последствия. Оказался перекрыт торговый маршрут, по которому перевозилось 90% железнодорожных грузов из Китая и Евросоюзом. В частности, на коридор между Польшей и Беларусью приходилось 3,7% всей торговли между ЕС и Китаем. Да, это относительно небольшая, но достаточно важная часть торгового оборота, осуществляемого между Поднебесной и ЕС.

В Пекине завязалась дискуссия насчет обходных маршрутов, которые КНР может активизировать, если польское «окно» так и останется «заколоченным. Одними дискуссиями дело не ограничилось: 22 сентября китайцы отправили по Северному морскому пути контейнеровоз Istanbul Bridge в рейс из порта Нинбо-Чжоушань в британскую гавань Филикстоу. Но одновременно с поиском обходных путей Пекин предпринял и активные действия, направленные на то, чтобы разблокировать польский маршрут. Действия китайского руководства понять можно, ведь выходка Варшавы обернулась приостановкой железнодорожных грузоперевозок между Китаем и ЕС объемом 25 млрд евро в год.

За те две неполных недели, когда граница была закрыта, на ней скопилось более 130 китайских поездов с товарами на миллиарды евро. Естественно, что Пекин, не желая терять такие деньги, попытался договориться с Польшей и как можно быстрее решить внезапно возникшую проблему. Судя по всему, китайцам удалось изыскать необходимые аргументы: польский премьер-министр Дональд Туск сообщил, что в ночь на 25 сентября его страна вновь откроет пограничные переходы на границе с Белоруссией. По словам Туска, завершение учений «Запад-2025» снижает «уровень различных угроз», поэтому, «руководствуясь экономическими интересами, правительство решило открыть границу». Впрочем, как предупредил премьер, польские власти «не будут колебаться, если напряженность опять возрастет».

Таким образом, в настоящее время для движения легковых автомобилей между двумя странами открыт пограничный переход «Тересполь» — «Брест», а для грузовых — «Кукурыки» — «Козловичи». Также работает несколько железнодорожных грузовых переходов. При этом могло создаться впечатление, что на дальнейшие уступки Варшава уже не пойдет. Так, на днях в Подляском воеводстве началось строительство второго заграждения на границе с Белоруссией. Работы по монтажу новой конструкции должны завершиться в январе. Этот барьер будет представлять собой четырехметровую стену из металлической сетки, у подножия которой уложат колючую проволоку. Первый крупный барьер здесь поляки воздвигли в 2022 году: тогда на участке протяженностью 180 километров была установлена металлическая стена высотой 5,5 метра, сверху также покрытая колючей проволокой. Граница оснащена столбами с датчиками движения и всепогодными камерами наблюдения, а в 2024 году этот рубеж прошел модернизацию.

Проявил прагматизм

Однако 28 октября поступил неожиданный для многих сигнал: премьер-министр Туск заявил, что польские власти готовы в ноябре открыть еще два пункта пропуска на границе с Белоруссией. Премьер подчеркнул, что временно отложил открытие этих КПП в связи с необходимостью согласовать действия с Литвой. Вильнюс 29 октября постановил закрыть литовско-белорусскую границу — пока до конца ноября, но возможно, что этот режим будет продлен. В качестве повода литовские власти воспользовались массовыми налетами воздушных шаров, несущих груз дешевых контрабандных сигарет белорусского производства.

При этом в литовском правительстве совершенно забыли, что на белорусской территории находятся свыше тысячи литовских фур, совершающих грузовые рейсы: после закрытия границы они оказались в ловушке. Когда их владельцы стали жаловаться, Литва высокомерно потребовала от белорусов выпустить эти грузовики обратно. Александр Лукашенко закономерно отказался: он настаивает на возобновлении трансграничного сообщения — таким, как оно было до начала ноября. А тем временем литовские транспортные перевозчики несут баснословные убытки, связанные с простоем и необходимостью платить за охрану фур на стоянках.

И на этом фоне 14 ноября молнией разнеслось сообщение о том, что Польша возобновит работу переходов «Кузница Белостоцкая» — «Брузги» и «Бобровники» — «Берестовица». К нему сначала отнеслись с недоверием, но вскоре она получила подтверждение с самого верха. «Подтверждаю. В начале недели эти переходы будут открыты», — сказал Туск. Это вызвало бурную радость жителей Подляшья, уже предвкушающих возобновление широкой торговли с белорусами. В кои-то веки и подлясцев нашлись одобрительные слова в адрес собственного правительства.

Министерство внутренних дел Польши отмечает, что открытие этих двух погранпунктов должно восстановить поток людей и товаров и отвечает запросам бизнеса и перевозчиков. «Бобровники — Берестовица» планируют открыть для легкового транспорта, автобусов и частично для грузовиков: но только для транспортных средств, зарегистрированных в странах Евросоюза, Европейской ассоциации свободной торговли и в Швейцарии. «Кузница — Брузги» будет работать только для легковушек.

Дональд Туск признал, что решение о возобновлении работы этих КПП обусловлено экономическими причинами и просьбами местного населения, а отнюдь не политическими аспектами — такими как переговоры с Минском о возможном освобождении Анджея Почобута. Дело в том, что популярность правящей в стране леволиберальной коалиции стремительно подает. Поляки все больше возлагают свои надежды на консервативных политиков, что доказала недавняя победа на президентских выборах Кароля Навроцкого. В этой ситуации Туск пытается перетянуть на свою сторону симпатии жителей приграничных регионов.

Политолог Максим Рева сказал «Известиям», что в этом решении Варшавы можно усмотреть и другой прагматический аспект. «Я точно знаю, что вот сейчас литовские транспортные фирмы сильно напряглись. Перевозчики из Литвы, лишившиеся белорусских коридоров, теперь будут с бессильной завистью смотреть, как ими пользуются их польские конкуренты. Но поляки не просто хотят перехватить литовский кусок пирога. В Варшаве хотят, чтобы идущие через Польшу товаропотоки из Азии, Китая стали более интенсивными. В последнее время Варшава старается поддерживать интенсивный диалог с Пекином — и хочет зарабатывать за счет китайского транзита. В этом плане поляки оказались куда большими прагматиками, чем те же литовцы, по собственной инициативе затеявшие ссору с КНР и понесшие из-за этого большие экономические потери», — объясняет политолог.