В России за растление несовершеннолетних предусмотрены реальные сроки, отметил в беседе с «Известиями» адвокат Московской палаты адвокатов, член Ассоциации юристов России Шон Бетрозов, комментируя уголовное дело против шестерых мужчин по обвинениям в развратных действиях в отношении несовершеннолетней.
«За действия по этим статьям обвинения (ч. 3 ст. 134 УК РФ и ч. 4 ст. 135 УК РФ) сейчас вменяют два тяжких состава. По первой статье диапазон наказания от 3 до 10 лет лишения свободы, по второй — от 7 до 15 лет колонии плюс запрет работать с детьми и занимать ряд должностей. В деле несколько взрослых и события длятся восемь месяцев. Это значит, что суд будет учитывать не один эпизод, а цепочку преступлений и участие группы. На практике по таким делам назначают наказание отдельно по каждому составу, затем складывают по правилам совокупности. В результате итоговый срок почти неизбежно выходит выше минимальных значений, особенно если следствие докажет несколько самостоятельных эпизодов», — пояснил адвокат.
Бетрозов отдельно выделил вопрос участия отца девочки. Если установят, что он знал о происходящем, впускал мужчин в жилье и не принимал мер для защиты ребенка, его могут привлечь либо по ст. 156 УК РФ («Неисполнение родительских обязанностей, сопряженное с жестоким обращением»), либо квалифицировать как пособника или соисполнителя по ст. 134 и ст. 135 УК РФ. В таком случае, по словам Шона Бетрозова, ему грозит та же уголовная ответственность, что и остальным фигурантам дела.
«Условный срок здесь, по сути, исключен. Ст. 73 УК РФ не разрешает назначать условное наказание за преступления против половой неприкосновенности ребенка младше 14 лет. То есть при обвинительном приговоре вопрос будет только в размере реального срока, а не в том, отправлять ли обвиняемых в колонию», — добавил юрист.
Также у потерпевшей есть право требовать возмещения морального вреда с каждого из участников преступления.
«За нее действует законный представитель, чаще всего — мать. В уголовном деле подается гражданский иск о компенсации морального вреда в соответствии с Гражданским кодексом. Суд учитывает возраст потерпевшей, длительность преступлений, количество обвиняемых, выводы психологов и психиатров», — уточнил Бетрозов.
При сочетании групповых действий, длительного периода вреда и пассивной позиции отца размер взыскиваемой компенсации может оказаться существенным. Иск также можно предъявить к отцу, если его бездействие признают одной из причин случившегося. Суд может установить солидарную ответственность, когда присужденную сумму разрешено взыскать с любого из осужденных, подытожил адвокат.