В Московской области вынесут приговор по уголовному делу о взрыве на складе пиротехники в Сергиевом-Посаде. 9 августа 2023 года в результате инцидента погибли девять человек, а также произошли значительные разрушения — пострадали частные и многоквартирные дома и комплекс Троице-Сергиева лавра. На скамье подсудимых оказались трое бывших руководителей компании «Пиро-Росс», занимавшейся производством и хранением пиротехники. О последних деталях расследования и возможных санкциях для обвиняемых — в материале «Известий».
Кто обвиняется по делу о взрывеСергиево-Посадский городской суд должен вынести решение 13 ноября по делу о взрыве на территории Загорского оптико-механического завода, где располагались производство и склад пиротехники ОАО «Пиро-Росс».
Взрыв произошел в 10:40 9 августа 2023 года. В катастрофе погибли девять человек, еще трое получили тяжкие травмы. Волна взрыва от эпицентра в металлическом ангаре площадью 1600 кв. м нанесла повреждения жилым домам и объектам инфраструктуры, выбив окна в жилых и административных зданиях.
По материалам дела на складе компании находилось около 4 т пороха, который хранился в помещении, не предназначенном для взрывчатых веществ. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту нарушения требований промышленной безопасности.
По результатам взрывотехнической экспертизы (копия которой есть у «Известий») установить точную причину взрыва не удалось. Эксперты зафиксировали, что произошла детонация бездымного (артиллерийского) пороха и оценили массу заряда в тротиловом эквиваленте примерно в 1 т. На месте происшествия были обнаружены два эпицентра — две воронки.
«Взрывы, образовавшие воронки, произошли одновременно», — говорится в результатах экспертизы.
В мае 2025 года Генеральная прокуратура предъявила обвинения в нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшем гибель людей. Подсудимые — бывший технический директор ОАО «Пиро-Росс» Сергей Чанкаев, генеральный директор ООО «Залп» Александр Варенов и его заместитель по производству Олег Юров.
На момент взрыва ОАО «Пиро-Росс» находилось в процедуре банкротства. По решению суда от 31 марта 2023 года ООО «Залп» выступало мажоритарным кредитором и фактически являлось экономическим правопреемником «Пиро-Росс», контролируя процесс его банкротства.
Следствие считает, что к трагедии привела халатность руководства предприятий. Прокуратура потребовала для Сергея Чанкаева шесть лет лишения свободы. Для Олега Юрова и Александра Варенова прокуратура запросила по пять с половиной лет лишения свободы в колонии общего режима с последующим запретом заниматься деятельностью на опасных производственных объектах, сообщил источник «Известий» в правоохранительных органах.
«На обвиняемых были возложены обязанности по обеспечению контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и безопасных условий труда, а также за технологическим процессом производства, надлежащими условиями хранения взрывчатых веществ и порохов», — говорится на сайте Генеральной прокуратуры.
Там отмечается, что обвиняемые «игнорировали имеющиеся на предприятии системные нарушения, о которых им было известно в силу занимаемых должностей, мер к их устранению не принимали».
Фигуранты дела свою вину не признали. По словам адвоката Олега Юрова Андрея Гандзиошена, роль его подзащитного в компании сводилась к техническому наблюдению и сбору данных для будущего проекта ООО «Залп».
Миллиардные иски и пострадавшиеСудебные прения сторон прошли 5 ноября 2025 года. Из материалов Сергиево-Посадского городского суда следует, что оглашение приговора назначено на 13 ноября 2025 года; заседание будет вестись в открытом режиме.
После взрыва 9 августа 2023 года 22 физических лица и шесть юридических лиц подали иски о возмещении морального вреда и материального ущерба. Среди истцов — Свято-Троицкая Сергиева лавра и Сергиево-Посадский городской округ Московской области, сообщил источник «Известий».
Сумма заявленных требований превысила 1,9 млрд рублей. Самый крупный иск предъявил Загорский оптико-механический завод — почти 1,6 млрд рублей. Сергиево-Посадский городской округ запросил 329,8 млн рублей. Свято-Троицкая Сергиева лавра оценила свой ущерб примерно в 1,5 млн рублей.
Крупные претензии предъявлены и компанией ООО «Промтехоснащение» (поставка промышленного оборудования) — на 60 млн рублей, а также ООО «ТК МирЛайт» (производство одежды со светоотражающими элементами) — на 18,2 млн рублей. ООО «Второй этаж» (купля-продажа недвижимости) потребовало 8,2 млн рублей.
Иски от физических лиц составляли от 500 тыс. до 10 млн рублей на человека. Кроме того, поступили заявления от мелких собственников и жителей с требованиями от 15 тыс. до 100 тыс. рублей — в основном за повреждение жилья и автомобилей.
Источник «Известий» подчеркнул, что прокуратура оценила ущерб для некоторых юридических лиц значительно ниже заявленных сумм. Пострадавшие смогут оспорить размер присужденных выплат при несогласии с решением суда, отметил руководитель юридической компании «Кабаев и партнеры» Владимир Кабаев.
–– Всё зависит от наличия документальных доказательств: актов осмотра, экспертных заключений, квитанций и фотографий. Без них суд не сможет признать сумму компенсации обоснованной, — сказал он.
По словам Владимира Кабаева, если виновное предприятие банкротится, выплаты по ущербу и компенсациям могут быть произведены из конкурсной массы или за счет лиц, контролировавших предприятие, если суд установит такую связь.
Еще до взрыва «Пиро-Росс» имело споры с Минобороны по неисполнению условий поставок. В октябре 2023 года суд взыскал с «Пиро-Росс» около 4,9 млн рублей неустойки за просрочку по военному контракту.
Как писали «Известия», Арбитражный суд Москвы постановил взыскать с «Пиро-Росс» неустойку по иску Минобороны в размере 23,2 млн рублей за задержки поставок; еще три иска тогда находились в производстве — на 8 млн, 3 млн и 4 млн рублей. Общая сумма госконтрактов между компанией и министерством с 2009 по 2021 год составила 41 282 750 рублей.
Кроме того, ООО «Пиротехнические технологии» требовало с «Пиро-Росс» почти 18,5 млн рублей за невыполнение договора поставки в 2020 году, а ТРК Красногорск — 2 млн 487 тыс. рублей за долги по аренде в 2019–2020 годах.
В марте 2023 года «Пиро-Росс» было признано банкротом, ФНС заблокировала счета компании, и на предприятие назначили конкурсного управляющего.
— Если ответчик находится в стадии банкротства, возможно взыскание средств от правопреемника или через специальные компенсационные фонды, — пояснила юрист по гражданскому праву Екатерина Краснова. — В случаях, где установлена солидарная ответственность, выплата компенсации может быть распределена между осужденными.
Она обратила внимание, что подобные дела по нарушениям промышленной безопасности обычно сложны: суду необходимо доказать не только халатность, но и прямую причинно-следственную связь между действиями конкретных лиц и последствиями. В таких процессах решающее значение имеют экспертные заключения и должностные инструкции — они помогают определить, кто реально отвечал за безопасность на объекте.
Адвокаты, опрошенные «Известиями», полагают, что окончательный приговор может соответствовать требованиям прокуратуры, хотя обвиняемые не признали вину. Максимальное наказание по статье о нарушении требований промышленной безопасности, повлекшем гибель нескольких человек, — до семи лет лишения свободы.