Белоруссию и Россию пытаются вывести из процесса принятия решений в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). С таким заявлением 11 ноября агентству БелТА выступил посол Республики Беларусь в Австрии, Словении и Словакии, постоянный представитель при ОБСЕ и международных организациях в Вене Андрей Дапкюнас.
Дапкюнас отметил, что намерения ряда государств пересмотреть принцип консенсуса в работе ОБСЕ и фактически отстранить Россию и Беларусь от участия в выработке решений противоречат основам самой организации.
«Если кто-то считает ОБСЕ возможной и желательной только как организацию единомышленников, это очень наивный взгляд на мир. Более того, для ОБСЕ это означало бы развал организации, это путь в никуда», — сказал Дапкюнас.
Он также обратил внимание на различие между дипломатией эпохи Хельсинкского акта 1975 года и тем, как действуют сегодня: тогда переговоры проходили в закрытом режиме с целью поиска компромисса, а ныне, по его словам, многие делегации предпочитают «публичную дипломатию» и используют заседания прежде всего для демонстрации своих политических позиций в социальных сетях.
«За 50 относительно благополучных лет существования Хельсинкского процесса многие забыли, что Заключительный акт был подписан не только в ознаменование вновь обретенного чувства международного единства, но прежде всего — для преодоления отчуждения и враждебности между государствами-противниками», — заявил он.
Ранее, 6 октября, официальный представитель МИД России Мария Захарова сообщила, что аннулирование польскими властями виз российским экспертам для участия в событии под эгидой ОБСЕ является вопиющим проявлением произвола. Она указала на полную некомпетентность и русофобию со стороны польских властей, которые лишили российских общественников возможности присутствовать на конференции. Захарова также напомнила, что подобные шаги Польши грубо нарушают обязательства ОБСЕ по обеспечению участия НПО.
Заместитель председателя комитета Государственной думы по международным делам Дмитрий Новиков 26 сентября заявил, что сейчас России не дают влиять на процессы в Европе, что ставит вопрос о дальнейшем участии страны в работе БДИПЧ ОБСЕ.