11 ноября 1480 года армия хана Большой Орды Ахмата снялась с позиций на реке Угре и отошла от границ Великого княжества Московского. Это событие ознаменовало конец ордынского ига, которое для русских княжеств длилось свыше 250 лет. О том, как это происходило, напоминали «Известия».
Под ордынским гнетомС 1240-х годов русские княжества пребывали в вассальной зависимости от Золотой Орды, образовавшейся как опора и форпост кочевой монгольской державы в Восточной Европе. После двух походов внука Чингисхана Бату на Русь ослабленные княжества не могли оказать серьёзного сопротивления завоевателям. Над древнерусским обществом нависло «ярмо басурманское», или «неволя» — такие формулировки встречаются в летописях.
Ханов Золотой Орды на Руси именовали царями; их рассматривали как законную власть. Каждый год в столицу Орды перечисляли «выход» — дань, десятипроцентный «подоходный налог», помимо других выплат. На долгие десятилетия каменное строительство в Руси почти прекратилось, затормозилось развитие ремесел и военного дела.
Русские князья вынуждены были получать ярлыки на княжение у кочевой власти. Правители Орды действовали по принципу «разделяй и властвуй», не допуская усиления централизации на покоренных землях.
В ханской свите служили и родственники русских князей — представители дома Рюриковичей, которых нередко держали заложниками. В управлении русскими землями большое влияние имели ордынские чиновники — баскаки. Русские дружины привлекались к военным походам Орды; иногда от этой повинности удавалось откупиться.
Отметим и относительную веротерпимость Орды: хотя ханы приняли ислам, они не пытались насильно обратить «русских вассалов» в новую веру. Их устраивала военно-политическая зависимость и регулярный поток выплат. Орда не навязывала русским княжествам свою культуру и быт, а многое и сама перенимала у покоренной Руси. Вместе с тем разорение земель тормозило экономическое и культурное развитие.
Век Ивана Великого«Россия нынешняя образована Иоанном», — писал Николай Карамзин. Современники нарекли его Иваном Великим. Он появился на свет в эпоху смут и междоусобиц. Его отец, великий князь московский Василий II по прозвищу Темный, вел долгую войну с двоюродным братом Дмитрием Шемякой; того захватили в плен и ослепили.
Фото: The History Collection Князь Иван III ВасильевичВ 1448 году восьмилетний Иван стал соправителем слепого отца. Иван действовал рассудительно и осторожно, но обладал железной волей. В 1470-е годы, чередуя в отношениях с соседями кнут и пряник, он подчинил Москве обширные и богатые новгородские земли. Княжество Ивана III превратилось в поистине великое; к концу его правления титул звучал так: «Божиею милостию государь всеа Русии и великий князь Володимерский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных». Такое усиление не могло не тревожить Орду.
Странная войнаХан Ахмат выдал ярлык на новгородские земли польскому королю и великому князю литовскому Казимиру IV, который по замыслу мог стать выгодным союзником монголов. Но хан переоценил свои возможности. Московский великий князь, сохраняя формальную почтительность к хану, вел самостоятельную политику. Прекратить это могло лишь явное военное поражение русских — разорение Москвы и демонстрация превосходства Орды.
Ахмат потребовал явки Ивана Васильевича в Орду; к такой унизительной процедуре ханы не прибегали почти сто лет. Когда Иван отказался, Ахмат стал готовить карательный поход, заручившись обещаниями Казимира IV.
В том году положение в Москве было напряженным. В январе 1480 года против Ивана III подняли мятеж его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, обвинившие его в ущемлении удельных прав. Ивану удалось быстро усмирить восстание: братья отступили, но оружия не сложили, и он готовился к решающему столкновению. Летом 1480 года хан Ахмат выступил к границам Руси, и в начале октября русские и ордынские силы встретились на двух берегах притока Оки — реки Угры, недалеко от Калуги. Войска вели перестрелку, однако обе стороны опасались перейти к решительным действиям. Летописцы использовали точное слово для этого противостояния — стояние. Ахмат так и не дождался польской помощи. Почему не пришла поддержка? Помешал союзник Москвы, крымский хан Менгли I Гирей: он напал на южные рубежи Великого княжества Литовского и отвлек войска Казимира IV.
Русские воины отразили попытку ордынцев форсировать Угру возле Опакова. Там московская армия впервые применила артиллерию, останавливая наступление врага «огнестрелом».
Бояре в большинстве выступили за сопротивление: «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству». Существенную моральную поддержку оказал духовник великого князя, архиепископ Ростовский Вассиан. В самый напряженный момент он написал «Послание на Угру», подбадривая воинов: «А отдай воинов под мое начало, неужели я, старый, спрячу лицо от татар?» Эти строки, возможно, помогли Ивану III решить не отступать, чтобы не запятнать свою репутацию. Великий князь выступил из Москвы и, узнав о неудачных попытках Ахмата переправиться через Угру, разместил ставку в небольшом Кременце, продолжая выжидать. Казалось, он понимал, что хан может не выдержать давления и отступить.
Иван III поручил князю Василию Ноздроватому-Звенигородскому вместе с союзником Москвы, крымским царевичем Нур-Девлетом, нанести удар в тыл Золотой Орды. Русско-татарский отряд спустился по Волге и не встретил серьёзного сопротивления: основные силы Большой Орды были заняты походом Ахмата. Набег на ордынскую столицу Новый Сарай был разрушительным и болезненным для Орды, что ослабило уверенность хана.
Фото: Legion-Media/Album Миниатюра «Стояние на Угре»Наступили холода; по льду ордынцам было бы легче переправиться через Угру. Великий князь собирал силы, намереваясь дать решительный бой под Боровском, закрывая путь на Москву. Но 11 ноября хан Ахмат принял решение возвращаться в Орду. Для многих на Руси это выглядело как чудо, приписывали заступничеству Богородицы. Были и вполне земные причины: знать в Орде советовала отказаться от кампании против Москвы, указывая на ненадежность литовцев. Главное же — хан и его полководцы убедились, что Иван III располагает боеспособной, хорошо вооруженной армией, способной вести боевые действия на нескольких направлениях и наносить удары по Орде.
«Он создал нынешнюю Россию»Через несколько месяцев после неудачной кампании Ахмат погиб. Большая Орда распалась на несколько улусов. С этого момента говорить об иностранной гегемонии над русскими землями стало бессмысленно. Москва училась вести самостоятельную политику и вскоре распространила влияние на обломки Орды, прежде всего на близкое Казанское ханство. В 1497 году Иван III утвердил Судебник — первое единое собрание законов в Московской Руси.
Стояние на Угре осталось в памяти как пример бескровной победы над долгим и опасным противником. Соседи получили ясное представление о мощи русской армии и о способности великого князя проводить независимую, твердую внешнюю политику. Союз с Крымским ханством показал себя эффективным: впервые две державы согласованно действовали, несмотря на расстояние. Удачность дипломатии Ивана III проявилась в умении договариваться и целенаправленно защищать общие интересы союзников. Он понимал значение международного сотрудничества и поддерживал бояр, способных вести переговоры.
Последствия стояния на Угре и предшествовавшей ему политики были существенны. В начале правления Иван Великий с одной стороны оставался зависим от ханов, а с другой — оказался зажат между Ордой и Литвой. После 1480 года к московскому государству стали относиться иначе, с большим уважением. Для многих возвышение Москвы стало неожиданностью. Позже Карл Маркс писал: «Изумленная Европа была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах, сам султан Баязид, перед которым она трепетала, услышал впервые от московитов надменные речи».
Иван III, по словам Николая Карамзина, оставил «государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления... Он создал нынешнюю Россию». Независимость была достигнута поздней осенью, на туманных берегах Угры.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»