Шойгу: Россия начала создание промышленной зоны в Египте


Фото: РИА Новости/Александр Рюмин

Москва и Каир запускают промышленную зону и усиливают военное партнёрство

Москва и Каир приступают к созданию российской промышленной зоны в экономической зоне Суэцкого канала, сообщил секретарь Совбеза Сергей Шойгу во время переговоров с президентом Египта. По его словам, закладка корпуса энергоблока №1 АЭС «Эд-Дабаа» назначена на 19 ноября. Россия также заинтересована в новых военных контрактах. Аналитики полагают, что Москва и Каир могут оказать существенную поддержку внутрипалестинскому диалогу. О новых совместных проектах между Россией и Египтом — в материале «Известий».

О чем говорили Сергей Шойгу и Абдель Фаттах Ас-Сиси

Секретарь Совбеза прилетел в Каир накануне во главе внушительной делегации. В ее состав вошли представители ряда российских ведомств и госкорпораций — МВД, МИД, Минюста, Минпромторга, ФСВТС, Росфинмониторинга, Росгвардии, «Рособоронэкспорта», «Роскосмоса» и «Росатома».

Главной темой переговоров стало взаимодействие в военной и военно-технической областях. Шойгу также прибыл для обсуждения активизации контактов между правоохранительными органами и спецслужбами с фокусом на информационной безопасности, борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Первым Сергея Шойгу принял президент Египта Абдель Фаттах Ас-Сиси. В ходе беседы он попросил передать приветствие президенту России Владимиру Путину и выразил благодарность за тесное и динамичное развитие двусторонних отношений, сообщает канцелярия египетского лидера.

Шойгу отметил, что Москва ценит взвешенную и ответственную позицию Египта по украинскому вопросу, а также благодарна президентыу Египта за инициативы посредничества в мирном урегулировании.

— Считаем важным поддерживать должный уровень двусторонних контактов между министерствами обороны, силовыми структурами, правоохранительными органами, финансовыми разведками, — отметил Шойгу.

Секретарь Совбеза подчеркнул, что Россия пристально отслеживает развитие ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В Москве приветствуют содействие Каира и считают, что единственным жизнеспособным решением является комплексное урегулирование палестино-израильского конфликта.

Детали сотрудничества обсуждались также с советником президента Египта по национальной безопасности Файзой Эль-Нагой во дворце «Эль-Кубба». Напомним, что «Росатом» строит в Египте АЭС «Эд-Дабаа». Закладка корпуса энергоблока №1, по словам Сергея Шойгу, намечена на 19 ноября.

— Надеюсь, что событие, которое мы ждем 19 ноября, это закладка корпуса первого блока, состоится успешно, — отметил он.

Шойгу сообщил, что к строительству атомной станции привлечено примерно 3,5 тыс. египетских специалистов. Ранее в пресс-службе «Росатома» сообщали, что корпус реактора для энергоблока уже доставлен на стройплощадку.

Кроме того, секретарь Совбеза сказал, что создается российская промышленная зона в экономической зоне Суэцкого канала. Необходимая правовая основа проекта оформлена, переходит к практической реализации.

— Выражаем также заинтересованность в дальнейшем развитии российско-египетского военно-технического сотрудничества, включая реализацию существующих и заключение новых контрактов, — продолжил Шойгу.

Каир высоко оценивает военно-политические и дипломатические усилия Москвы на Ближнем Востоке — в вопросах урегулирования ситуации в Сирии, снижения напряженности вокруг иранской ядерной программы, решения кризиса в Газе и борьбы с международным терроризмом. Поэтому, по мнению востоковеда и консультанта программы ПИР-Центра Леонида Цуканова, без участия России региональные инициативы имеют меньшую устойчивость, рассказал он «Известиям».

— В контексте кризиса в Газе, Россия вполне может воспользоваться ролью Египта как одного из гарантов «Мирного плана» Дональда Трампа и опосредованно включиться в диалог с палестинскими фракциями, тем самым попытавшись синхронизировать их позиции по дальнейшим шагам послевоенного обустройства эксклава, — считает востоковед.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что российское руководство поддерживает усилия президента США по ближневосточному урегулированию. В Кремле хотят, чтобы его план по сектору Газа был реализован. Ранее именно в Египте лидеры США, Египта, Турции и эмир Катара Тамим ибн Хамад Аль Тани в качестве посредников между Израилем и ХАМАС подписали соглашение о прекращении военных действий в секторе Газа.

Египетский эксперт по международным отношениям Тарек аль-Бардиси подчеркнул «Известиям», что Москва и Каир могли бы активизировать политическую координацию на международных площадках, способствуя прекращению огня и обеспечению доставки гуманитарной помощи. По его мнению, обе стороны способны играть ключевую роль в содействии внутрипалестинскому диалогу: Россия поддерживает контакты с разными фракциями, а Египет обладает значительным влиянием на местах.

Сотрудничество Египта и РФ

Москва и Каир подписали в 2018 году договор о всестороннем партнерстве и стратегическом сотрудничестве. В 2024 году товарооборот между странами превысил $9 млрд (рост примерно на 32%), что вывело Каир в число крупнейших торговых партнеров Москвы в Африке. Уже более 40% платежей осуществляются в национальных валютах, и их доля будет увеличиваться.

С учетом в целом благоприятного прогноза ожидается, что торговый оборот продолжит расти и по итогам 2025 года.

— Что касается вооружений. Египет, как правило, закупает истребители, комплексы ПВО, вертолеты Ми-35, противокорабельные береговые комплексы, различные боеприпасы и легкое вооружение. При этом Москва — не единственный крупный поставщик. Большую роль на военном рынке страны играют также Китай и США, — отметил Цуканов.

Партнерство охватывает и подготовку египетских военных кадров в российских учебных заведениях, включая области современных технологий.

По мнению Тарека аль-Бардиси, Россия и Египет могут значительно расширить взаимодействие в ядерной энергетике, прежде всего в рамках проекта АЭС «Дабаа». Он также видит перспективы в импорте российского зерна и наращивании совместных инвестиций в сельское хозяйство. Дополнительные возможности открыты для развития туризма и промышленного производства, особенно в экономической зоне Суэцкого канала.

— В военной сфере Египет ранее проявлял интерес к российскому оружию, такому как истребители Су-35 и системы противовоздушной обороны С-300, однако сотрудничество частично пострадало из-за давления со стороны США, — отметил «Известиям» египетский эксперт.

В борьбе с терроризмом у обеих стран также есть общие интересы. Оба государства сталкивались с этой угрозой: в 2015 году над Синайским полуостровом в результате теракта потерпел крушение российский авиалайнер. Позднее стороны провели большую совместную работу по повышению авиационной безопасности. Страны активно обмениваются оперативной информацией и координируют действия в противодействии международным террористическим организациям, действует профильная рабочая группа.

Аль-Бардиси резюмировал, что сближение России и Египта отвечает интересам региональной стабильности и укрепляет образ РФ как мировой державы, выстраивающей стратегическое партнерство с одной из ведущих региональных сил Ближнего Востока.