Как миллиарды иностранных торговцев обходят казну


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

Нелегальные обменники на рынках: как иностранцы выводят миллиарды

Иностранцы, торгующие на крупных рынках в российских городах, избегают официальных способов обмена рублей на иностранную валюту. По словам источника среди торговцев, часть зарубежных покупателей считает наши налоги чрезмерными, а регламенты — запутанными, из-за чего значительная доля финансовых операций проходит через нелегальные пункты обмена. Еще один момент — перевод наличных в безнал при расчетах с оптовыми покупателями решается с помощью дроп-карт на владельцев с российскими паспортами. О том, как организована подпольная банковская сеть на крупных рынках, рассказывается в материале «Известий».

Где дадут сдачи

Собеседник «Известий», работающий на одном из московских оптовых рынков, описал схему обмена крупных сумм валюты. По его словам, на территории ярмарки находятся несколько неприметных комнат с запененными окнами, где по предварительной заявке (обычно за день) можно поменять рубли, юани, евро и доллары практически в любых объемах. Там же доступна отправка криптовалюты. Этот пункт обмена интернационален и обслуживает как иностранных торговцев, так и россиян. Еще один подобный обменник расположен на втором этаже одного из павильонов поблизости. Туда можно попасть и обменять деньги без лишних формальностей — по предварительному звонку. Вход для менял осуществляется по кодовому слову. Аналогичные подпольные пункты работают и на ряде других столичных рынков. (Адреса нелегальных обменных пунктов имеются в распоряжении редакции).

— По сути это незаконная банковская деятельность, которая ведется у всех на глазах, — говорит источник «Известий». — Огромные объемы средств ежедневно проходят через эти обменники, минуя цивилизованные финансовые институты, и, как следствие, уходят от глаз налоговой службы и других регуляторов.

В совершенстве нелегальные обменные операции первыми освоили вьетнамские предприниматели, прибывшие в Москву еще в 90-х, утверждает источник в правоохранительных органах.

— В Москве было несколько вещевых рынков, которые так и назывались «вьетнамскими», — говорит полицейский. — Проникнуть в моноэтническое сообщество попросту невозможно, учитывая характерный для этого народа кодекс молчания.

Как это работает

Сегодня обход стандартных банковских процедур и налогового контроля остается острой проблемой, в особенности для малого и среднего бизнеса на крупных рынках, отмечает эксперт по финансовой безопасности, специалист по азиатским диаспорам в России, отставной офицер МВД Александр Зайцев.

— Система расчетов, минуя российские банки, часто используется иностранными бизнесменами для минимизации налоговых издержек и упрощения денежного оборота, — говорит Зайцев. — Такие нелегальные обменники располагаются на крупных рынках, где, в частности, сосредоточены коммерсанты из Китая.

Подпольные пункты обмена практически незаметны и обслуживают в основном своих постоянных клиентов, отбираемых по этническому признаку.

— Это составляет проблему для правоохранительных органов — они не имеют легкой возможности выявить и ликвидировать такие точки, — говорит Зайцев. — Обменники оказывают клиентам весь спектр «теневых» финансовых услуг: от обмена рублей на другие валюты до перевода средств в криптовалюту. Управляют этими обменниками, как правило, целые семьи китайских граждан, что делает их более устойчивыми к возможным юридическим атакам.

По мнению полковника милиции, такие схемы нарушают налоговое законодательство РФ и способствуют росту теневой экономики.

— Это не только дестабилизирует финансовую систему, но и создает благоприятную почву для отмывания денег и финансирования иных незаконных операций.

Для противодействия этому явлению требуется усиление взаимодействия между ведомствами, в том числе координация полиции, налоговых служб и финансового мониторинга, уверен бывший сотрудник МВД.

По его оценке, всесторонний подход и ужесточение контроля за работой крупных торговых площадок способны помочь в сокращении деятельности теневых обменников и защитить интересы легального бизнеса, — говорит собеседник «Известий».

Нерешенная проблема

— Сегодня можно с уверенностью констатировать, что любой этнический рынок имеет свои обменники, — говорит банковский аналитик Артур Трофимов.

По его словам, это прежде всего связано с огромными потоками наличных, циркулирующими внутри таких торговых агломераций. Обменные пункты устроены по принципу землячества. Чаще всего такие операции ведут выходцы из КНР, Вьетнама и Азербайджана, пояснил специалист.

— Присутствие этнической составляющей является лучшей гарантией конфиденциальности и безопасности — сторонний человек просто никогда не узнает о том, что внутри павильона с выставленной снаружи обувью и сумками работает обменник. ЦБ оценивает теневой оборот торговли в этих центрах более чем в 600 млрд рублей в месяц, а в целом по стране — 2,2–3,1 трлн рублей, — пояснил эксперт.

Карточки физлиц

Ключевая трудность для бизнесменов из Восточной и Юго-Восточной Азии — перевод наличности в безналичные средства.

— Оптовики из регионов, а они в первую очередь оперируют существенными суммами, не всегда готовы платить наличными. В конце концов, таскать с собой такое количество банкнот просто небезопасно. В конкурентной борьбе выигрывает тот иностранец, который позволит заплатить переводом. Эти переводы как правило дробятся и рассылаются на разные карты, чтобы избежать блокировки. Однако едва ли это можно назвать безопасным для держателя карты — у него с большой долей вероятности могут возникнуть проблемы с контролирующими органами, — говорит эксперт.

Юрист Екатерина Краснова прокомментировала практику использования карт физических лиц для проведения оптовых расчетов.