ТПП прогнозирует рост торговли между РФ и Африкой


Фото: Global Look Press/Ulrich Doering

Как Россия и Африка нарастят торговлю до $50 млрд к концу десятилетия

Россия и Африка могут существенно нарастить объем взаимной торговли. К концу десятилетия он может увеличиться до порядка $50 млрд. За последние пять лет товарооборот вырос более чем на 60%, с $16,8 до $27,7 млрд. Достичь целевого уровня помогут комплексные меры, среди которых — запуск инвестиционного механизма поддержки российских компаний в Африке, развитие инфраструктурных и технологических проектов и расширение расчетов в национальных валютах, считают эксперты. Как Россия и Африка наращивают объемы взаимной торговли — в материале «Известий».

Точка роста

Россия и Африка могут существенно нарастить объем взаимной торговли. К концу десятилетия он может увеличиться до показателей, близких к $50 млрд. Об этом заявил глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

Он отметил, что за последние пять лет товарооборот между РФ и странами Африки вырос более чем на 60%: с $16,8 млрд до $27,7 млрд.

«Мы видим рост спроса на российские товары и технологии. Африканский рынок нуждается в инфраструктуре в сферах недропользования, цифровизации, атомной и гидроэнергетики, а Россия обладает опытом и компетенциями для ее создания. В этом и есть источник дальнейшего роста — переход к комплексным промышленным и технологическим проектам», — пояснил глава ТПП.

Предпосылки для существенного роста суммарного оборота торговли России со странами Африки есть, подтверждает директор Центра изучения Африки ВШЭ Андрей Маслов. Однако реализация возможностей будет зависеть от ряда факторов, и лишь на некоторые из них может повлиять российская сторона.

— Уверенными можно быть в росте спроса на поставляемую из России продукцию в Африке в связи с ростом экономик, населения и опережающей урбанизацией на континенте. Рост городского населения составляет около 4% в год, соответственно, растет спрос на товары, потребление которых привязано к росту городов, — указывает эксперт.

На фоне кардинальной переориентации российской внешней торговли Африканский континент из периферийного направления превращается в один из ключевых растущих рынков для РФ, убеждена политолог Илона Мизова. Анализ данных за последние годы показывает динамичную, хотя все еще противоречивую картину.

Товарооборот России со странами Африки демонстрирует уверенный рост, уточняет собеседница «Известий». По разным оценкам, он составляет около 35% за три года. И темпы не только сохраняются, но и наращиваются.

Новые направления

Рост взаимной торговли России и Африки в последние годы происходит на фоне параллельного незначительного снижения присутствия в регионе стран Европы и серьезного усиления роли Китая, отмечает заведующий кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.

— Россия и Африка даже в условиях санкций продолжают развивать новые логистические каналы торговли. Несмотря на развитие торговли, взаимный экспорт в основном сконцентрирован в рамках узкой группы, — указывает он.

На сегодняшний день торговля между Россией и Африкой сосредоточена в основном на биржевых товарах, рассказывает африканист, руководитель платформы «Руссо-Африка» Сергей Шевченко. В торговле между РФ и Африкой преобладает экспорт российских товаров, утверждает Сергей Катырин. Основная динамика обеспечена расширением поставок продовольствия, минеральных удобрений, энергоносителей, машиностроительной и химической продукции.

— Основу экспорта России в Африку составляют зерно и другая сельхозпродукция, нефть и нефтепродукты, оборудование, автомобили и так далее. Кроме того, активно развиваются направления, связанные с агротехнологиями, переработкой сельхозсырья, строительством и логистикой, — перечисляет глава ТПП в беседе с «Известиями».

По данным стран-импортеров, за 2022–2024 годы объем суммарного экспорта России в страны Африки превысил накопленный импорт из стран континента примерно в 11 раз, обращает внимание Андрей Маслов. Ежегодный торговый профицит России в торговле с Африкой составляет более $10 млрд.

— Продовольственные товары занимают 47% от общего экспорта. Энергоносители — 25%, а продукция металлургии и удобрения — 11 и 7% соответственно. Среди других поставок значимым стал экспорт товаров лесобумажной промышленности (3%), продукции машиностроения (2%), а также химической промышленности (1%), — приводит статистику собеседник «Известий».

При этом злаки составляли 88% российского экспорта продовольствия в 2024 году и 41% от общего объема поставок. Совокупно они были крупнейшей категорией экспортных поставок в 2024 году — $4,9 млрд. Большая часть из них пришлась на пшеницу (99%, или 14 млн тонн), уточняет эксперт.

Стоимостной объем экспорта удобрений в 2024 году между тем составил $900 млн. Различные виды их в 2024 году импортировало 21 государство континента. В структуре экспорта доминируют азотные удобрения (52%), затем следуют многокомпонентные (33%) и калийные (15%).

Небольшую долю в российском экспорте также составляет грузовая техника и оборудование для различных типов электростанций.

Стратегическое партнерство

Наиболее активными партнерами России остаются Египет, Алжир, Марокко, Южно-Африканская Республика, Нигерия и Эфиопия, перечисляет Сергей Катырин.

Как рассказал Евгений Смирнов, около 30% взаимного товарооборота приходится на Египет. С этой страной торгуют примерно на $6,5 млрд, дополняет Илона Мизова. Египет является крупнейшим покупателем российской пшеницы. В свою очередь, стратегическим партнером в сфере военно-технического сотрудничества является Алжир. Объем торговли с ним превышает $3 млрд.

— Доля стран к югу от Сахары остается в торговле России и Африки крайне незначительной. В товарообороте России и Африки в последние годы складывается существенный дисбаланс, — подчеркивает Смирнов.

Импорт в Россию действительно остается скромным, подтверждает Мизова. Объемы поставок достигают около $1,5 млрд. В РФ везут овощи фрукты и цитрусовые из Египта, Марокко и ЮАР, а также марганцевые руды и бокситы. Однако именно в импорте сохраняется основной потенциал для диверсификации.

— Таким образом, наблюдается классическая асимметрия: Россия — поставщик товаров первой необходимости и стратегических ресурсов, в то время как Африка для нас пока в большей степени источник продовольственного и сырьевого разнообразия, — разъясняет собеседница «Известий».

Достичь цели

Российский бизнес массово интересуется выходом на африканские рынки, подчеркивает Сергей Шевченко. В то же время страны Африки ищут выходы на российский рынок и постепенно развивают собственные экономики, что в самом ближайшем будущем позволит им экспортировать в РФ большее количество различных товаров, ожидает он.

— Я думаю, что к концу десятилетия, а у нас осталось чуть менее пяти лет, достичь оборота в $50 млрд вполне посильно. И, более того, можно существенно превзойти эти цифры, — прогнозирует эксперт.

Россия нацелена на углубление взаимодействия со странами Африки в горнодобывающей промышленности и энергетике, поэтому достижение товарооборота в размере $50 млрд в ближайшие годы вполне реально, подтверждает Евгений Смирнов. Для сравнения, товарооборот Китая и стран Африки составляет $150 млрд, а Европы и Африки — $300 млрд.

Достичь целевого уровня товарооборота помогут комплексные меры, указывает Сергей Катырин. Среди них он выделяет запуск инвестиционного механизма поддержки российских компаний в Африке, развитие инфраструктурных и технологических проектов, а также расширение расчетов в национальных валютах.

— Африка становится не просто рынком, а полноценным направлением стратегического экономического роста для России, — убежден глава ТПП.

А вот Андрей Маслов полагает, что российская торговля с Африкой не достигнет указанного показателя, поскольку сценарий одновременного и существенного роста цен на удобрения, продовольствие и нефтепродукты остается маргинальным.

Увеличение реальных объемов поставок требует расширения транспортно-логистических возможностей и первичной переработки продукции на территории стран-импортеров, разъясняет эксперт.

— Пока российский экспорт растет медленнее, чем рынки, на которых он заметен и может быть конкурентоспособен, — уточняет собеседник «Известий».

Среди ключевых вызовов и возможностей для России Илона Мизова выделяет логистику и расчеты, диверсификацию экспорта, предусматривающую переход от сырья и продовольствия к поставкам машин, оборудования и высокотехнологичных услуг, а также наращивание импорта.

— России следует открыть собственный рынок для стран Африки, постепенно освобождая от таможенных пошлин поставки из наименее развитых стран или устанавливая в отношении них льготный таможенный режим. В противном случае эти страны будут искать альтернативные рынки для собственной продукции, и дисбаланс в торговле Африки с Россией еще больше усилится. Поэтому рост товарооборота будет зависеть от преференциального режима во взаимной торговле, — уверен Смирнов.

Важно понимать, что за сухими цифрами товарооборота стоит фундаментальная геополитическая реальность, подчеркивает Мизова. Африка — это большой ресурсный и демографический континент со стратегически важным положением на карте мира.

— Тот, кто сможет прочно интегрировать его в свою орбиту влияния через экономику, инвестиции и безопасность, получит не просто рынок, а критическую массу для глобального доминирования в XXI веке. Именно поэтому нынешние торговые успехи России в Африке — это не просто коммерция. Это ставка в борьбе за то, кто будет управлять миром завтра, — резюмирует политолог.