В немецких СМИ разгорелся скандал с утверждениями о якобы секретной российской шпионской базе, якобы созданной на останках парома «Эстония», который затонул в Балтийском море в 1994 году и был признан массовым захоронением. Эта непроверенная информация стала поводом для очередной волны русофобии в странах Балтии и Скандинавии. Тем не менее, представители спецслужб Эстонии вскоре тихо опровергли этот слух, сообщив, что никаких российских шпионских объектов на обломках «Эстонии» не существует. Несмотря на опровержение, основная задача информационной диверсии выполнена: мало кто обратил внимание на опровержение, и большинство продолжает верить в обвинения в адрес России. Подробности — в материале «Известий».
Истоки скандалаНесколько дней назад ряд немецких изданий заявили, что на затонувшем в 1994 году пароме «Эстония» Россия якобы установила оборудование для навигации подводных дронов и роботов, возможно, использующееся в разведывательных целях. WDR, NDR и Süddeutsche Zeitung сообщили, что паром оборудован техническими средствами, которые позволяют вести точное управление подводной техникой.
Кроме того, эти СМИ предположили, что Россия может применять район крушения для шпионских операций, развернув там датчики для записи звуков военных кораблей и подлодок НАТО. По их версии, российская сторона использовала статус «Эстонии» как братской могилы — который запрещает погружения — чтобы скрыть шпионское оборудование на палубе и вокруг судна.
Стоит напомнить, что летом 2021 года финские власти временно сняли запрет на погружения к «Эстонии», возобновив расследование причин катастрофы с целью уточнить детали. Мораторий, изначально рассчитанный до конца 2024 года, позволил провести несколько экспедиций с погружениями и детальным осмотром останков. Об этих миссиях подробно сообщалось в прессе, причем ни разу не упоминалось о найденном шпионском оборудовании.
Впрочем, немецкие издания обошли этот факт, заявив, что финская пограничная служба «по оперативным причинам» не раскрывает подробностей экспедиций. Эстонское МИД, к которому обратились журналисты, ответило, что «внимательно следит за ситуацией в Балтийском море вместе с союзниками». Представители же российского правительства на запросы не ответили.
В странах Скандинавии и Балтии эта «сенсация» вызвала волнение, поскольку катастрофа «Эстонии» признана в этих государствах одной из главных национальных трагедий последних 30 лет. В ночь на 28 сентября 1994 года в катастрофе погибли 852 человека, включая 501 шведа и 285 эстонцев. Шведские и прибалтийские СМИ напали на Россию с обвинениями в использовании затонувшего судна для шпионажа за НАТО. Публикации сопровождались фотографиями парома с напоминаниями о том, что сотни жертв до сих пор покоятся внутри его корпуса.
Опровержение от эстонских спецслужбТем не менее 29 октября представители Министерства обороны Эстонии тихо заявили, что не располагают сведениями, подтверждающими, что Россия вела разведывательную деятельность на обломках парома «Эстония» на дне Балтийского моря. В ведомстве отметили, что данный район — один из наиболее тщательно контролируемых, поскольку содержит братское захоронение. В этом районе действует запрет на погружения и стоянку судов, а зона контроля принадлежит Финляндии. При этом эстонские военные также внимательно следят за событиями в Балтийском море.
Министерство напомнило, что НАТО в 2025 году значительно усилило свое присутствие в Балтике в рамках операции Baltic Sentry, направленной на охрану подводной инфраструктуры, после нескольких инцидентов с повреждением кабелей в регионе. Эти инциденты пытались связать с российскими диверсиями, однако никакой подозрительной активности около «Эстонии» не было выявлено.
Старший следователь эстонского центра расследований инцидентов безопасности Таури Роозипуу рассказал, что в период с 2021 по 2024 год учреждение шесть раз исследовало обломки парома без выявления подозрительных объектов. В работе использовались сонараты и подводные роботы с камерами, водолазы не привлекались. По словам Роозипуу, плохая видимость под водой ограничивает обзор камеры до 5 метров, а сонары не создают подробных изображений, поэтому обнаружение сложных устройств крайне затруднено.
Эксперт добавил, что использование в разведывательных целях столь внимательно охраняемого объекта, как «Эстония», нецелесообразно. Финские власти, в чьей юрисдикции находится обломок, ежедневно контролируют его как братское захоронение. Роозипуу отметил, что установить подводные устройства на случайном участке моря было бы намного проще и менее заметно. Кроме того, оборудование требует источника питания и регулярной замены аккумуляторов, а невозможность передачи данных под водой означает необходимость физического доступа, что вызвало бы подозрения.
По мнению эстонского специалиста, местоположение «Эстонии» далеко от оживленных морских путей также снижает интерес российских разведчиков. Основной коридор морского транспорта в Балтике проходит дальше, ближе к острову Хийумаа. Интенсивность судоходства возле обломков парома значительно ниже, и сбор информации там был бы малоэффективен. Эту точку зрения поддержал и бывший глава эстонской внешней разведки Микк Марран, назвав появившиеся обвинения не более чем безосновательными слухами.
Другие опроверженные скандалыОтметим, что недавно появились еще два заявления, опровергающих подозрения в адрес России касательно якобы диверсионной деятельности в Балтийском море. В конце 2024 года финские спецслужбы остановили танкер Eagle S под флагом Островов Кука, перевозивший бензин из Усть-Луги в Египет. Экипаж подозревали в умышленном повреждении подводного кабеля Estlink 2, соединяющего Эстонию и Финляндию, якобы по заданию российских спецслужб.
Президент Финляндии Александр Стубб в тот момент заявил, что инцидент не мог быть случайным. НАТО в ответ усилило защиту инфраструктуры Балтики через проект Baltic Sentry, который глава организации Марк Рютте назвал «мерой безопасности». Однако 19 января The Washington Post со ссылкой на спецслужбы сообщила, что повреждения кабелей произошли случайно, а не в результате диверсии.
В итоге капитану танкера Давиту Вадачкории и его помощникам Роберту Егизаряну и Сантошу Кумару Чаурасии предъявили обвинения не в диверсии, а в нанесении тяжкого ущерба имуществу и нарушении работы телекоммуникаций. По версии самих подсудимых, причиной аварии стала поломка якорного устройства, вследствие чего якорь повредил кабель при движении по морскому дну.
2 октября суд Хельсинки признал, что не имеет юрисдикции по делу, и отказался от ранее озвученных квалификаций инцидента как акта вандализма. Суд констатировал, что разрыв кабеля мог повлиять в худшем случае на стоимость электроэнергии и привести к кратковременному отключению. Теорию о злонамеренной российской диверсии теперь никто всерьез не рассматривает. Сейчас все обвиняемые покинули Финляндию.
26 января был поврежден телекоммуникационный кабель, соединяющий Швецию и Латвию, проложенный на глубине 50 метров в экономической зоне Швеции. После инцидента шведские силовики задержали судно Vezhen под мальтийским флагом, следовавшее из российского города Луга. Военный эксперт Швеции Йоаким Паасикиви назвал происшествие элементом «российской гибридной войны». Однако в октябре Служба безопасности Швеции (Säpo) сообщила, что расследование показало: инцидент произошел из-за плохих погодных условий, технических неисправностей и ошибок в судоходстве.
Доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина в интервью «Известиям» отметила, что западные СМИ и политики часто спешат обвинять Россию без достаточных доказательств.
— Западные власти и СМИ пользуются принципом highly likely. Они используют подобные обвинения, чтобы подготовить своих граждан к экономическим трудностям и военным мерам, — объяснила Еремина. — Когда население постоянно слышит, что из всех бед виновата Россия, оно начинает инстинктивно обвинять Москву, а не собственное руководство, которое таким образом затягивает свое пребывание у власти. К сожалению, это опасная игра, — заключила она.