Центральный банк Индии ускорил процесс репатриации своих золотых резервов, приняв решение сосредоточить активы внутри страны. На данный момент государство хранит более 65% золота непосредственно на своей территории. Причиной такого шага стала заморозка западными странами российских резервов после начала спецоперации на Украине — это не устроило индийский регулятор. По мнению экспертов, решение Резервного банка Индии вернуть золото из-за границы носит не столько экономический, сколько стратегический и геополитический характер. Репатриация помогает Индии укрепить суверенитет над своими резервами и снизить зависимость от внешних юрисдикций. Эта инициатива может стать новым трендом, как описывается в материале «Известий».
Возврат на родинуДоля золота, сосредоточенного внутри страны, достигла для Индии исторического максимума. Фото драгоценного металла на внутреннем хранении превышает 65% от общего объема. Для сравнения: в сентябре 2022 года этот показатель составлял 38%. Такие данные приводит Bloomberg.
За первые шесть месяцев финансового года, который стартовал в апреле, Резервный банк Индии репатриировал около 64 тонн золота на родину. По итогам сентября доля золота в общих резервах составила 13,92% в денежном выражении. Всего на конец месяца Центробанк обладал 880 тоннами золота, из которых 576 тонн хранились внутри страны — это рекордный уровень. За последние четыре года Центробанк Индии вернул в страну в общей сложности 280 тонн золота.
Раньше большая часть золотых резервов Индии находилась за границей, главным образом в Банке Англии и Банке международных расчетов.
Центральный банк Индии не разъяснял причины смены подхода. Однако некоторые экономисты полагают, что этот шаг направлен на усиление контроля над золотом в ответ на заморозку российский активов странами G7.
В то же время министр финансов Индии Нирмала Ситараман в прошлом месяце отметила, что Резервный банк принимает «очень взвешенное решение» о диверсификации резервов.
Отметим, что Индийский Центробанк входит в число ведущих мировых покупателей золота, стремясь уменьшить зависимость от доллара США. Для этого регулятор постепенно сокращает инвестиции в американские казначейские облигации.
Стратегический шагПолитолог и эксперт по мировой политике Илона Мизова считает, что решение стран «большой семерки» заморозить примерно $300 млрд международных резервов Банка России стало историческим событием. Это продемонстрировало, что даже активы, выглядящие надежными и аполитичными, могут быть использованы как инструмент в геополитическом противостоянии.
Доктор экономических наук, заведующий кафедрой мировой экономики Государственного университета управления Евгений Смирнов отмечает, что репатриация золота зарубежными странами — относительно новый, но быстро набирающий популярность тренд. Глобальная финансовая система постепенно распадается на части, и многие развивающиеся государства не желают подвергать свои резервы дополнительным рискам.
— После блокировки российских резервов доверие к западным финансовым структурам резко упало. Хранение золота в других странах уже не гарантирует безопасности, поскольку в условиях санкций даже физические активы могут быть заморожены, — отмечает инвестиционный советник в реестре ЦБ РФ, основатель онлайн-университета «Финансология» Юлия Кузнецова.
Юлия Кузнецова считает возвращение золота Резервным банком Индии не столько экономическим, сколько стратегическим и геополитическим шагом. Возвращение драгметалла помогает Индии усилить суверенитет над своими резервами и снизить зависимость от иностранной юрисдикции.
— Возвращая золото, Индия предохраняет его от рисков односторонних санкций или политического давления, одновременно лишая западных партнеров возможности влиять на нее. Для такой стратегически самостоятельной страны, несмотря на годы колониализма и демократизации, зависимость от систем потенциально враждебных блоков воспринимается как недопустимый риск, — поясняет Мизова.
Руководство Резервного банка Индии объясняет репатриацию наличием собственных хранилищ и называет этот процесс стандартной процедурой. Тем не менее, с сентября 2022 года доля золота, хранящегося за рубежом, была вдвое больше, и осознавать репатриацию исключительно как обычную операцию было бы ошибкой, полагает политолог. Это яркий политический сигнал, отражающий изменение глобальной парадигмы финансовой безопасности.
Евгений Смирнов обращает внимание, что золото становится все более востребованным активом-убежищем для крупных развивающихся стран, позволяя им уменьшить зависимость от доллара. Индия не является исключением — за последние десять лет доля золота в золотовалютных резервах этой страны выросла с 7% до 15%.
— В современных условиях растущих глобальных рисков расположение золота приобретает ключевое значение. Отдаляя его от западных стран, Индия решает задачу стратегической диверсификации своих валютных резервов, — уверен экономист.
Кроме того, золото, хранящееся внутри страны, легче задействовать в кризисных обстоятельствах — при девальвации национальной валюты, снижении доверия к доллару или необходимости поддержать ликвидность, добавляет Кузнецова.
Вотум недоверияЮлия Кузнецова считает, что репатриация золота вызывает обеспокоенность в Европе. Чем больше развивающихся государств возвращают свои резервы, тем ниже доверие к западным хранилищам в Лондоне и Швейцарии. Это в свою очередь может ускорить дедолларизацию и сдвиг мировых центров силы в сторону Азии, полагает эксперт.
Илона Мизова выделяет несколько аспектов влияния репатриации золота на Европу. Прежде всего, решение Индии наносит удар по репутации Великобритании, утрачивающей статус «безопасной гавани».
— Лондон многие века являлся центром мировых золотых рынков и символом надежности. Действия Индии — это явный голос недоверия, — убеждена политолог.
Второй аспект касается ослабления финансового влияния, поскольку золото в хранилищах поддерживает ликвидность и является частью финансовой экосистемы. Его отток напрямую снижает финансовую активность и влияние европейских финансовых центров, отмечает собеседница «Известий».
— Случившееся показывает, что использование финансовой системы в геополитических целях имеет свои последствия. Начинается новый этап, когда Запад больше не может диктовать правила в мировой финансовой сфере без альтернатив, — уверена Мизова.
Юрист-экономист Юрий Капштык подчеркивает, что действия Индии наглядно демонстрируют ее самостоятельность в отношении управления активами и невосприимчивость к общепринятой политике и трендам.
— Индия может позволить себе такой шаг благодаря высоким темпам роста ВВП и развития экономики, особенно в машиностроении и металлической промышленности. Экономика страны конкурентоспособна на мировом рынке, а локальное хранение золота гарантирует надежность сделок с другими странами, — уточняет эксперт.
Новая архитектура безопасностиЮлия Кузнецова предполагает, что решение Индии о возврате золота внутри страны может послужить примером для других — подобный путь уже прошли Германия, Турция и Венесуэла. Этот стиль действий может усилить тенденцию среди членов БРИКС и государств Глобального Юга.
— Речь идет не только о золоте, но и о пересмотре всей системы хранения резервов. В мире, где «заморозка» стала политическим инструментом, страны стремятся вернуть контроль над собственностью, — подчеркивает собеседница «Известий».
Илона Мизова считает, что вероятность формирования устойчивого тренда на репатриацию золота очень высока. Уже сейчас за действиями Индии следят другие центральные банки, в том числе стран БРИКС+ и тех государств, которые не согласны с западным внешнеполитическим курсом.
— Логика защиты от санкций универсальна. Пример России заставил многих задуматься: «Что если следующими станем мы?». Для многих это побуждение к большей финансовой независимости, — поясняет эксперт.
Юрий Капштык напоминает, что Европа отказалась от общепринятых финансовых правил в отношении России, что вынудило другие страны пересмотреть свои позиции.
— Наличие золотых запасов внутри страны становится инструментом давления для защиты собственных интересов. Индия сыграла в этом процессе роль первопроходца, — отмечает экономист.
Тем не менее, Илона Мизова не считает, что тренд станет всеобщим. Союзники США из G7 вряд ли последуют примеру, так как их безопасность и финансовые структуры тесно связаны. Зато для государств Глобального Юга и тех, кто стремится к многополярности мира, репатриация золота может стать обычной практикой.
— Мы наблюдаем переход от единой глобальной финансовой системы к более фрагментированной и региональной. Возврат золота отражает стремление к новой архитектуре безопасности, где приоритетом становится суверенитет и защита от внешних воздействий. Золото вновь приобретает статус не только финансового актива, но и символа суверенной воли. В ближайшее время, возможно, мы увидим и другие примеры возврата резервов в национальные хранилища новых центров влияния, — заключает Мизова.