Братислава, Будапешт и Прага могут объединиться против инициатив ЕС


Фото: Global Look Press/Filippo Attili

Три страны ЕС могут создать блок против политики Брюсселя по Украине и НАТО

Братислава, Будапешт и Прага могут объединиться для противодействия брюссельским инициативам, направленным на вооружение Украины, сообщил «Известиям» заместитель руководителя правящей в Словакии партии Smer Любош Блаха. Идею о формировании такого блока продвигает Венгрия, сообщило издание Politico. Премьер страны Виктор Орбан надеется получить поддержку со стороны будущего премьера Чехии Андрея Бабиша, который неоднократно выражал критику в адрес ЕС и помощи Украине. По мнению экспертов, этот возможный блок может расширяться в связи с усилением внутренних проблем Евросоюза. Между тем, в Брюсселе не останутся безучастными и будут оказывать прессинг на эти государства. Подробнее о роли Чехии в противостоянии Брюсселю и перспективах данного союза — в материале «Известий».

Три государства ЕС могут выступить против Брюсселя

Словакия, Венгрия и Чехия способны совместно выступить против европейских проектов, касающихся Украины, заявил «Известиям» заместитель главы партии Smer Любош Блаха.

— Коллективные действия тех, кто в Европе еще сохраняет здравый рассудок, не только возможны, но и вероятны. Несмотря на то, что Европа снова охвачена коллективным безумием, которое ведет к войне, упадку и хаосу спустя десятилетия, — отметил он.

Ранее Politico сообщил со ссылкой на советника премьера Венгрии Балаша Орбана, что Будапешт планирует создать совместно с Прагой и Братиславой альянс скептически настроенных по вопросу Украины стран. По его словам, этот союз будет действовать как единый блок внутри Евросоюза.

Инициатива по созданию антиукраинского союза в ЕС может нанести серьёзный удар по брюссельской бюрократии, отметил в беседе с «Известиями» кандидат политических наук, профессор Академии труда и социальных отношений Павел Фельдман.

Братислава, Будапешт и Прага осознают, что нынешняя политика Брюсселя вредна и антиевропейская, и их лучшей стратегией является всеми возможными способами защищать свои государства и народы, подчеркнул Блаха.

— Естественно, они будут значительно сильнее, если объединятся. Именно этого сценария следует ожидать. Не стоит искать здесь никакого заговора или гибридной войны России — это естественное проявление здравого смысла и политического реализма, — добавил он.

Эти страны — суверенные государства и имеют право действовать исходя из собственных интересов, если это не противоречит законодательству Евросоюза, отметил заведующий сектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Павел Тимофеев в интервью «Известиям». В данном случае ЕС не накладывает ограничений на их политику.

Выборы в Чехии изменят ее позицию по Украине

Согласно информации от Politico, Виктор Орбан рассчитывает на поддержку Андрея Бабиша, чья партия «Акция недовольных граждан» (ANO) одержала победу на парламентских выборах в Чехии в начале октября. Бабиш не раз высказывался критически по поводу финансирования помощи Украине, а также против климатической и миграционной политики ЕС.

В частности, он называл «снарядную инициативу», по которой Прага закупает боеприпасы для Украины, дорогостоящей и непрозрачной. Бабиш утверждал, что помощь Киеву должна поступать через НАТО, а не из бюджета Чехии. На этом фоне западные СМИ воспринимают его как евроскептика с риторикой, схожей с трампистской, и предсказывают отход Чехии от основной повестки ЕС.

К 3 ноября он намерен сформировать правительство вместе с политическими силами «Свобода и прямая демократия» (SPD) и «Автомобилисты». Обе партии, как и Бабиш, — правые евроскептики, выступающие против нынешней линии Брюсселя по Украине.

Направления внешней политики Словакии, Чехии и Венгрии, конечно, не идентичны, но лидеры этих трех стран, а также ряд других влиятельных европейских политиков занимают близкие позиции по украинскому вопросу, подчеркнул Блаха.

— Они умеют здраво считать, сколько будет 1+1, и независимо друг от друга пришли к сходным выводам, — отметил он.

В случае консолидации своих позиций страны смогут противостоять брюссельской политике, которая может привести к конфронтации между НАТО и Россией. Например, Польша и Литва в июне вновь выразили публичную поддержку вступлению Украины в альянс. Это при условии, что Москва многократно заявляла, что включение Киева в НАТО будет для РФ «красной линией».

Антироссийская военная истерия чревата лишь катастрофой для Европы, убежден Блаха. Санкции не сломили РФ, а новые пакеты ограничений не окажут существенного влияния.

— Россию невозможно победить без развязывания ядерной войны. Отказ от российских энергоносителей для европейской экономики — это всё равно что рубить сук, на котором сидишь, — считает политик.

Субсидирование коррумпированной олигархической верхушки Украины — это путь в пропасть, а попытки Брюсселя превратить Евросоюз в дистанционно управляемую «еврофедерацию» необходимо отвергнуть ради интересов европейских народов. Орбан, Фицо и Бабиш это понимают, отметил Блаха.

В то же время Братислава давно заявляет о своем несогласии с членством Киева в НАТО, сообщил «Известиям» глава комитета Национального совета Словакии по международным делам Мариан Кери.

— Мы (Словакия. — «Известия») против того, чтобы Украина стала членом НАТО. Мы категорически против. Что касается Евросоюза, мы не возражаем, но Украина должна выполнить все необходимые условия для вступления. По моему мнению, этого не произойдет ни через 10, ни через 15 лет, — отметил словацкий политик.

Братислава также критикует решения ЕС о запрете импорта российского газа и нефти, добавил Кери.

Однако не все уверены, что Братислава, Будапешт и Прага способны решительно противостоять политике ЕС. По мнению депутата Европарламента от Чехии Ивана Давида, маловероятно, что они начнут раскол внутри союза, хотя могут действовать сообща в вопросах внешней политики.

Будущие перспективы альянса

С углублением экономических сложностей в Евросоюзе потенциальный антиукраинский союз может расшириться, прежде всего за счет стран, которые против поддержки Киева как военной, так и финансовой, если это наносит ущерб национальным интересам, подчеркнул Фельдман.

— По сути, речь идет о создании внутреннеевропейской оппозиции, которая станет мощной противовесной силой по отношению к Урсуле фон дер Ляйен и её команде глобалистов. Однако официальный Брюссель в ответ на консолидацию евроскептиков может начать масштабную информационно-силовую кампанию по их усмирению, — отметил эксперт.

Например, в ноябре 2024 года в Румынии проходили президентские выборы, где неожиданно для ЕС на первом туре победил Кэлин Джорджеску. Несколько недель спустя Конституционный суд страны аннулировал результаты из-за предполагаемого «гибридного российского вмешательства», а в мае 2025 года во время повторных выборов Джорджеску не был допущен к участию. В итоге на пост президента был избран проевропейский кандидат Никушор Дан.

Случай интересен тем, что Джорджеску называл Украину вымышленным государством и предрекал её разделение. Кроме того, он обещал прекратить транзит украинского зерна через Румынию, прекратить военную поддержку Киева и не выполнять обязательства НАТО по увеличению оборонных расходов. Важно отметить, что Румыния является главным транзитёром вооружения для Украины, поэтому для ЕС было крайне важно обеспечить власть «своего» кандидата.

В апреле 2026 года запланированы парламентские выборы в Венгрии. Орбан уже публично обвиняет ЕС в попытках навязать стране марионеточное правительство, а будущую кампанию называет выбором «между миром и смертью за Украину». Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто сообщил, что Брюссель оказывает давление на Будапешт и вмешивается во внутренние дела страны.

— Руководство ЕС приложит все усилия, чтобы сменить власть в стране, которая не подчиняется, — считает Фельдман.

На фоне растущих противоречий Запад уже перестает оставаться коллективным образованием, заключил эксперт.