Компания, которая создала БПЛА, уничтоживший первый американский танк «Абрамс» в зоне СВО, начала массовое производство нового FPV-дрона «Пиранья-20». Этот аппарат не только оперативно доставляет бойцам продовольствие и боеприпасы, но и может выполнять задачи скрытного минирования. Управление дроном возможно как через оптоволоконный кабель, так и по радиоканалу. Грузоподъемность «Пираньи-20» достигает 30 кг. Специалисты отмечают, что такие дроны становятся настоящим спасением, обеспечивая непрерывную поддержку войск и обходя уязвимые и опасные наземные пути.
Доставка воды и еды бойцам с помощью БПЛАПо техническим параметрам «Пиранья-20» похожа на обычные агродроны. Ее грузоподъемность — до 30 кг, скорость при полной загрузке составляет 50–60 км/ч, без груза — достигает 100 км/ч.
Главное предназначение дрона — логистика на линии фронта. Благодаря высокой грузоподъемности и скорости он может заменить длительные и опасные пешие или автомобильные доставки воды, еды, боекомплекта и медикаментов.
— Расстояние доставки провизии от транспортного узла до блиндажа иногда достигает нескольких километров, а дорога занимает у бойца полдня. С приходом холодов процесс становится еще сложнее и дольше. Сейчас на таких маршрутах организованы зарядные станции, а операторы БПЛА дежурят в хабах, доставляя груз всего за 10 минут, — рассказал «Известиям» представитель СКБ «Пиранья» по связям с общественностью.
Управлять дроном можно как по радиоканалу, так и при помощи оптоволокна. Беспилотники, летающие по радиоканалу, легко обнаруживаются дрон-детекторами, провоцируя на активацию радиоэлектронных комплексов противника. Использование же оптоволоконного управления делает дрон незаметным для РЭР и РЭБ.
Кроме того, грузоподъемность в 30 кг предоставляет возможность для скрытного минирования и аккуратного размещения противотанковых мин.
— Дрон летит на оптоволокне к позициям врага, чтобы заминировать территорию и безопасно вернуться обратно. Главное преимущество — видеосигнал невозможно перехватить, поэтому противник не узнает точное место установки мины, — пояснил представитель компании. — Если оптоволокно оборвется, дрон автоматически переключится на радиоканал и продолжит задание.
По его словам, в сравнении с аналогичными устройствами вроде «Баба-яги», «Пиранья-20» обладает существенными тактическими плюсами. Крупная и тяжелая «Баба-яга» медленная, шумная и легко заметная, а «Пиранья-20» быстрее и маневреннее, что повышает её шансы на выживание и эффективность на поле боя.
Непрерывное снабжениеВоенный эксперт Алексей Леонков отметил, что в условиях, когда враг активно уничтожает традиционные средства снабжения, особенно автотранспорт, и приоритетно атакует наземные роботы, грузоподъемные беспилотники становятся высокоэффективной и незаменимой альтернативой.
— На линии фронта противник целенаправленно пытается перекрыть логистику с помощью артиллерии, мин или диверсионных групп. Тогда своевременное пополнение боекомплекта, медикаментов и воды становится критически важным для удержания позиций, — отметил эксперт. — Также снабжение необходимо разведывательным группам, действующим в одиночку или попавшим в засаду, чтобы они держались, пока не придут основные силы.
Аналогично противник использует БПЛА для поддержки своих гарнизонов в окружении, что подтверждает востребованность грузовых дронов.
Военный эксперт Дмитрий Корнев отметил, что 30 кг продовольствия хватит на суточный рацион примерно для 30 человек (учитывая минимальный расчет 1 кг на бойца).
— Это крайне важная поддержка для подразделений, действующих в оперативном отрыве, — рассказал он «Известиям». — Создание полноценной дрон-логистической сети — стратегическая задача. Она обеспечит постоянное снабжение, минуя опасные наземные пути, и значительно повысит устойчивость и автономность боевых групп на передовой.
Использование дронов для скрытного минирования может быть очень результативным. По мнению эксперта, лучше применять противопехотные минные заграждения. Несколько десятков таких мин можно быстро и тайно установить на ключевых тропах и участках, создавая минные ловушки и затрудняя перемещения врага. Этот способ отличается высокой точностью и неожиданностью, превосходя по значимости массовость.
Спасительная посылкаЯркий пример потребности в таких дронах в зоне СВО — история бойца Закарии Алиева, позывной Смайлик. Три недели он в одиночку удерживал вражеские окопы, перемещаясь между пулеметными точками и создавая иллюзию целого отряда. Враг обстреливал его из танков, регулярно сбрасывал мины с дронов, а пехота подходила на бросок гранаты, но не решалась штурмовать.
Закария питался луком, найденным на месте, а воду собирал каплями с полиэтиленовой пленки. Минимальное снабжение удалось наладить благодаря «воздушной дороге» — его заметили операторы осетинского отряда. Они первым делом отправили бойцу бутылку воды и записку с поддержкой: «Держись, брат!». Позже с помощью беспилотника показали ему безопасный путь к своим позициям.
В сентябре появились кадры, как другой боец получает воду, сброшенную дроном. Камера фиксирует его восторг: он крепко прижимает емкость к груди, целует ее, машет дрону и указывает на укрытие с товарищами.
Корреспондент «Известий», работающий на передовой, не раз слышал, как бойцы по рации просят провизию и воду. Приходилось видеть, как операторы крепят к FPV-дрону пару банок тушенки и бутылку воды (больше за раз отправить нельзя). Поэтому высокая грузоподъемность этих аппаратов действительно имеет критическое значение.