29 октября Литва приостановила движение через границу с Белоруссией на срок в один месяц. Ранее президент страны Гитанас Науседа выдвинул предложение рассмотреть ограничения на транзит в Калининградскую область, а Министерство иностранных дел подтвердило готовность к подобному развитию событий. Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев в интервью «Известиям» предупредил, что данные меры способны повлечь понижение уровня дипломатических отношений с Вильнюсом. Сенатор Григорий Карасин также выразил уверенность, что подобные действия вызовут ответные меры России. Аналитики отмечают, что устроить эффективную блокаду Калининградской области Вильнюсу вряд ли удастся, так как это противоречило бы международным обязательствам Литвы и не было бы поддержано даже странами Европейского союза.
Вероятный сценарий блокировки транзита в Калининград29 октября литовское правительство официально объявило о временном закрытии границы с Белоруссией сроком на месяц. До 30 ноября пересечение границы будет возможно только через один пункт пропуска и только некоторыми категориями граждан.
— Через пункт пропуска Мядининкай будут допускаться дипломаты, транзитные пассажиры, направляющиеся в Калининград, граждане, возвращающиеся в Литву, а также граждане Европейского союза и НАТО вместе с их родственниками, а также лица с видом на жительство в Литве. Также предусмотрена возможность выдачи гуманитарных пропусков, — сообщил министр внутренних дел Литвы Владислав Кондратовичюс.
Хотя решение литовских властей на данный момент не затрагивает транзит пассажиров и грузов в Калининградскую область, этот вопрос остается открытым. Ранее глава государства Науседа предлагал рассмотреть ограничение транзита, а министр иностранных дел Кястутис Будрис подтвердил, что страна сохраняет за собой право закрыть транзит в регион «в целях безопасности».
Заявления Науседы последовали на фоне продолжающихся инцидентов с неопознанными аэростатами над Литвой. По версии властей, их запускают контрабандисты сигарет с территории Белоруссии, что создает помехи для работы аэропорта Вильнюса. Премьер-министр страны Инга Ругинене охарактеризовала это событие как гибридную атаку со стороны Минска и пообещала принять «жесткие меры».
В случае блокировки транзита в Калининград региона уровень дипломатического взаимодействия между Москвой и Вильнюсом может снизиться, уверен заместитель председателя Совета Федерации РФ Константин Косачев.
— Очевидно, что подобный шаг приведет к понижению уровня дипотношений, поскольку он будет явным враждебным действием, а также нарушением международных договоренностей Литвы, касающихся калининградского транзита, достигнутых при согласовании с Россией и ЕС, — отметил Косачев в интервью «Известиям».
По мнению Косачева, сохранить дипломатические отношения высокого уровня с Литвой в данных условиях будет невозможно. В 2022 году их уже понизили до уровня временных поверенных. Сотрудник кафедры международных отношений МГУ Илья Щербаков считает, что возможно дальнейшее сокращение отношений, но скорее в формате уменьшения представительства или прекращения совместных проектов.
Возможно, дальнейшее снижение дипотношений будет эквивалентно полном разрыву, уверен президент российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич. Он указывает, что штат сотрудников посольств находится на минимальном уровне.
— Генеральное консульство в Санкт-Петербурге уже давно закрыто, в посольствах остались единицы сотрудников, — заметил эксперт в интервью «Известиям».
Ответ России на действия ЛитвыГубернатор Калининградской области Алексей Безпрозванных назвал возможную блокаду транзита провокацией, а также нарушением условий вступления Литвы в Евросоюз в 2004 году.
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин сообщил «Известиям», что для Москвы блокада Калининградской области будет расценена как нарушение международного права и ранее достигнутых соглашений.
По его мнению, осуществление такого сценария станет «четкой и злонамеренной акцией для эскалации напряженности в отношениях с Россией», а реакция российской стороны будет «очень жесткой».
— Если литовские власти перейдут от слов к действиям, то Россия, как и Белоруссия, дадут отпор очень жесткими мерами практического характера, которые будут ощутимы и для Вильнюса, и для НАТО, — добавил Косачев.
По его словам, Литва использует инциденты с аэростатами в своих политических целях, пытаясь создать дополнительный резонанс и позиционировать себя как ключевого НАТОвского партнера в противостоянии России и Белоруссии.
Политолог Андрей Кошкин отмечает, что Россия располагает достаточными политическими, дипломатическими и военными ресурсами для реагирования на такие шаги Литвы.
Он упомянул недавние испытания межконтинентальной крылатой ракеты с ядерной энергетической установкой «Буревестник», которые можно воспринимать как предупреждение Литве. Также Кошкин отметил важность развития гражданской промышленности в России для обеспечения региона в случае блокады.
Политолог Александр Носович объяснил, что логистические потоки в Калининград по сути уже давно используют территории Литвы лишь в ограниченном объеме.
— Основной пассажирский транспорт идет воздушным путем, а грузовой — морским. Поэтому обеспечение доступа в Калининград более зависит от отношений с Эстонией и Финляндией, нежели с Литвой, — рассказал эксперт «Известиям».
Также он отметил, что Таллин и Хельсинки неоднократно высказывались о возможности ограничения прохода российских судов в Балтийское море, что также воспринимается как форма давления на Россию.
Губернатор Безпрозванных сообщил, что в Калининградской области функционирует оперативный штаб, обеспечивающий транспортную доступность региона с учетом санкционных ограничений. Правительство региона также активно разрабатывает меры на случай ограничений в Сувалкском коридоре.
Повторяющиеся угрозы ограничения транзитаСледует отметить, что угроза Литвы ограничить транзит товаров в Калининград уже звучала неоднократно. В июне 2022 года Вильнюс начал применять санкции ЕС, которые фактически препятствовали свободному перемещению грузов в регион, что вызвало кризис длительностью около трех недель.
Москва тогда охарактеризовала действия Литвы как блокаду и пообещала ответить при отсутствии решения. В июле 2022-го Еврокомиссия выпустила разъяснение, которое допускало железнодорожный транзит товаров, находящихся под санкциями, но с лимитированием объемов.
Политолог Александр Носович в беседе с «Известиями» назвал нынешние заявления Науседы признаком необдуманности.
— В 2022 году Науседа, будучи главой государства, постоянно подчеркивал, что Литва непосредственно не отвечает за транзит в Калининград, так как он регулируется соглашениями ЕС и РФ, то есть это вопрос Брюсселя. Временное нарушение транзита тогда произошло из-за отсутствия специальной оговорки в одном из пакетов санкций, — напомнил эксперт.
Сейчас же Науседа не опирается на европейские нормы, чтобы оправдать свои требования ограничения транзита, что означает, по мнению Носовича, что в случае такого решения оно будет сугубо политической волей Литвы.
— В случае реализации такого решения Россия может ссылаться на заявление Науседы и утверждать, что это не позиция Брюсселя, а односторонний литовский шаг, — подчеркнул политолог.
Николай Межевич также отметил, что Литва не является участником соглашения между ЕС и Россией по транзиту в Калининградскую область.
— Подписание этого соглашения произошло не с правительством или президентом Литвы, а напрямую с Евросоюзом. Таким образом, отменить его может только Брюссель или Москва, — сообщил эксперт.
Эксперты сходятся во мнении, что у Литвы в этом вопросе не будет реальной поддержки. Несмотря на популярность антироссийских инициатив в странах Балтии, эскалация со стороны Вильнюса может привести к вооруженному конфликту с РФ.