Дисконт на продажу зарубежных активов «Лукойла» может достигать 70%


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Лукойл продает зарубежные активы с дисконтом до 70 из-за санкций и жестких сроков сделки

«Лукойл» может столкнуться с дисконтом до 70% при продаже своих зарубежных активов, сообщает «Известия». Компания недавно объявила о планах реализовать иностранные дочерние предприятия. Эксперты оценивают их совокупную стоимость примерно в $10 млрд, однако из-за ограничения по срокам до 21 ноября и санкционного давления реально организация может получить лишь около $3 млрд — то есть около трети рыночной цены. В числе зарубежных активов компании — сеть АЗС, действующая в 20 странах, три НПЗ в Европе и иные предприятия. Аналитики предполагают, что «дочки» в дружественных государствах, скорее всего, останутся под контролем «Лукойла». Кроме того, наиболее приемлемым сценарием является участие фондов из Ближнего Востока, хотя это возможно преимущественно для активов за пределами ЕС и США. Более подробную информацию о продаваемых объектах и потенциальных покупателях предоставляет материал «Известий».

Какие активы реализует российская компания

После введения санкций США против «Лукойла» организация решила избавиться от зарубежных активов, которые охватывают практически все континенты. Сейчас компания владеет тремя нефтеперерабатывающими заводами в Европе, сетью автозаправок в 20 странах, производственными мощностями масел в Финляндии и Австрии, принимает участие в освоении месторождений в Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, а также в проектах в Египте, Камеруне, Нигерии, Гане и других государствах. Также «Лукойл» представлен на месторождениях Мексики и занимает одну из ведущих позиций в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК).

Справка «Известий»

Через трейдинговую дочернюю компанию Litasco «Лукойл» полностью контролирует два НПЗ в Европе: Petrotel Lukoil в Румынии и «Лукойл нефтохим Бургас» в Болгарии, а также имеет 45% долей в НПЗ Zeeland в Нидерландах. По состоянию на конец 2024 года фирма управляла обширной сетью из 2,4 тысячи АЗС в 20 государствах, включая США и страны Европы. Компания участвует в разработках месторождений Шах-Дениз (Азербайджан, доля 19,99%), Карачаганак и Тенгиз (Казахстан, соответственно 13,5% и 5%), Канлым – Хаузак-Шады и Гиссар (Узбекистан). «Лукойл» является одним из крупнейших владельцев долей КТК. В Ираке ведется разработка месторождений Западная Курна – 2 и Эриду, в Абу-Даби компания владеет 10% в проекте Ghasha. На африканском континенте «Лукойл» работает в Египте (West Esh El-Mallaha, WEEM Extension, Мелея), Камеруне (участок Этинде), Нигерии (блок OML-140), Гане (блок Deepwater Tano Cape Three Points), Республике Конго (проект Marine XII). Российская фирма также задействована в месторождениях Мексики: блоках 10, 12, 28 совместно с Eni (Италия), блок «Аматитлан» и блок №4 совместно с mexиканской PetroBal.

Заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич отметил, что «Лукойл» всегда позиционировался как национальная компания, активно продвигающая интересы России на новых зарубежных рынках.

— Решение о поиске покупателей вызвано необходимостью снизить риски для нефтяной отрасли России и быстро перестроить бизнес-процессы в условиях геополитической кризисной ситуации. Даже корабль, способный долго плыть автономно, иногда должен вернуться в родную гавань, — пояснил он «Известиям».

Генеральный директор независимого аналитического агентства нефтегазового сектора (ООО «НААНС-Медиа») Тамара Сафонова отметила, что «Лукойл» является наиболее тесно интегрированной в международный бизнес российской нефтегазовой компанией. Она активно развивает добычу, переработку и сбыт топлива и масел на зарубежных рынках.

— Компания создала крупные трейдинговые подразделения, обеспечивающие не только продажу продукции своей группы, но и продуктов других поставщиков на международном рынке, — добавила она.

Эксперты сходятся во мнении, что рыночная цена зарубежных активов компании составляет около $10 млрд.

— По предварительным оценкам, совокупная EBITDA зарубежных предприятий «Лукойла» с долей более 50% составляет $2–3 млрд. Исходя из этого, стоимость таких активов может достигать $10 млрд. Помимо этого, у компании есть миноритарные доли в других активах, оценка которых затруднительна, — отметил портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.

С этим мнением согласен управляющий партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин, который также оценивает зарубежные дочерние компании «Лукойла» приблизительно в $10 млрд.

Однако он уверен, что в текущей ситуации эти активы, скорее всего, будут проданы примерно за треть от их рыночной стоимости.

— Дисконт зависит от многих факторов: сроки сделки, участники, геополитическая обстановка, позиции сторон. В целом можно говорить о дисконте до 70% в недружественных юрисдикциях и до 50% в нейтральных или дружественных, — полагает он.

«Известия» отправили запрос в пресс-службу «Лукойла».

Причины низкой цены продажи

Дмитрий Скрябин пояснил, что принудительный характер продажи и санкционные ограничения предопределят дисконт по сравнению с рыночной стоимостью.

— Точный размер скидки назвать сложно. Однако реализация данных активов не окажет значительного влияния на мировой нефтяной рынок, — уточнил он.

Напомним, что после введенных в отношении «Лукойла» санкций Министерство финансов США позволило проводить операции с подсанкционными компаниями до 21 ноября.

— Провести сделку до установленного срока практически невозможно, особенно без заблаговременной подготовки. Обычно продажи таких активов занимают от полугода до года, — рассказал Дмитрий Касаткин.

В сообщении о продаже активов «Лукойл» указал, что сделка совершается на основании лицензии OFAC (Управление по контролю за иностранными активами Минфина США) для прекращения деятельности. При необходимости компания может ходатайствовать о продлении лицензии для бесперебойной работы активов.

После объявления о продаже зарубежных активов акции «Лукойла» потеряли в стоимости более 7%. Управляющий партнер компании «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева отметила, что период для акций компании будет сопровождаться высокой волатильностью.

— Каждая новая новость будет влиять на котировки, особенно данные о продлении лицензии OFAC. Сейчас «Лукойл» стремится избежать риска полной конфискации активов в враждебных странах. От времени, отпущенного на продажу, зависит многое. Для миноритарных инвесторов ключевым станет сохранение дивидендной привлекательности компании, — рассказала эксперт.

По словам Дмитрия Скрябина, будущее продления лицензии США пока не ясно: они могут как разрешить продление, так и отказать в нем. Руководитель проектов юридической компании «Вегас-Лекс» Владислав Бедросов добавил, что продление генеральных лицензий OFAC встречается не впервые.

— В качестве примера можно привести продление действия Генеральной лицензии 115А, запрещающей операции с использованием ядерной энергетики и крупнейшими российскими банками — срок сдвинут с июня на декабрь 2025 года, — пояснил он.

Дмитрий Касаткин подчеркнул, что когда истечет срок лицензии, OFAC фактически станет участником сделки и получит серьёзное влияние на процесс, включая выбор покупателя. Тогда возможны варианты национализации активов «Лукойла» властями соответствующих стран или введение временного управления, из-за чего компания наверняка будет торопиться, отметил он в разговоре с «Известиями».

Не все активы будут реализованы

По мнению Дмитрия Касаткина, наилучший сценарий — привлечение к продаже фондов с Ближнего Востока, что, скорее всего, применимо к активам вне ЕС и США.

Аналитик уверен, что не все активы будут проданы. Вероятнее всего, «Лукойл» избавится от предприятий в США и ЕС, а дочерние компании в СНГ и на Ближнем Востоке сохранит, возможно, передав их дружественным сторонам.

В числе потенциальных покупателей болгарского завода ранее назывались азербайджанская SOCAR, венгерская MOL и казахстанский «Казмунайгаз», говорит доцент Финансового университета при правительстве Валерий Андрианов. Болгарская сторона отметила, что претендентов на приобретение завода 24 компании, из которых семь обладают реальными шансами.

— Вместе с тем оппозиция Болгарии желает сохранить данное предприятие в государственной собственности, однако эта возможность маловероятна из-за отсутствия финансовых ресурсов. Имелась заинтересованность и в румынском заводе, где назывались компании Shell и Orlen, — отметил специалист.

По его словам, не стоит ожидать, что выручка от продажи активов покроет расходы на их покупку и развитие.

— Фактически это частично конфискационные методы, вынуждающая сделка, что при нормальных условиях является уголовным преступлением. Это еще раз подчеркивает незаконность и несоответствие западных санкций международным нормам и рыночным законам, — подчеркнул Валерий Андрианов.

Эксперт Дмитрий Касаткин считает, что санкции против российских нефтяных компаний и вынужденная продажа активов стимулируют дальнейший отток ближневосточных и азиатских инвестиций из ЕС, а также снижают интерес к ведению бизнеса на территории США.

Ситуация с «Лукойлом» подрывает один из ключевых элементов доверия к западному бизнес-климату — принцип верховенства права, подвел итог собеседник.