Валютный контроль столкнулся с трудностями у банков при совершении операций через систему быстрых платежей (СБП). Основные затруднения испытывают преимущественно небольшие финансовые организации, что побудило Ассоциацию российских банков (АРБ) направить соответствующее письмо в Центральный банк. Кредитные учреждения не всегда успевают выполнить все требования валютного контроля, например, приостановить платеж или запросить необходимые документы. Сложности ухудшились из-за расширения возможностей СБП для переводов за рубеж. С начала года стало возможно отправлять платежи в девять стран, а регулятор установил более строгие условия контроля.
В какие страны можно отправить деньги по СБПБанки сталкиваются с трудностями при выполнении требований валютного контроля в процессе переводов через СБП. Поскольку такие операции проходят мгновенно, финансовые организации физически не могут остановить перевод или запросить у клиентов документы, как того требует законодательство. Об этом указано в письме АРБ, отправленном в Центробанк и доступном для ознакомления изданию «Известия».
В документе подчеркивается, что банки имеют право затребовать документы и информацию, связанные с валютными операциями. При этом закон не исключает валютных транзакций, проведенных через СБП. Данная система обеспечивает проведение операций в круглосуточном режиме и в реальном времени, что требует выполнения процедур за несколько секунд.
Справка «Известий»Валютный контроль представляет собой надзор за операциями, связанными с внешнеэкономической деятельностью. Если предприятие проводит расчеты с зарубежным контрагентом, их проверяют на соответствие нормам закона. Также к валютному контролю подлежат операции между резидентами РФ в валюте, между нерезидентами в рублях, а также любые поступления валюты и ценных бумаг в страну.
В АРБ предупреждают, что подобная ситуация создает юридические риски для банков. Представители ассоциации сообщили «Известиям», что обращение подготовлено по просьбе самих банков, которые не смогли получить разъяснения напрямую от регулятора.
— До недавнего времени, когда система функционировала преимущественно внутри страны, эти сложности не были столь остры. Однако с января 2025 года через СБП можно осуществлять переводы в уже девять государств: Абхазию, Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Лаос, Молдавию, Таджикистан и Узбекистан, — прокомментировал частный инвестор, основатель «Школы практического инвестирования» Федор Сидоров.
По его словам, перед банками встала дилемма: обязательное мгновенное исполнение платежей и одновременно необходимость провести качественный валютный контроль. При этом за нарушения законодательства предусмотрены крупные штрафы — от 20 до 100% от суммы операции, напомнил эксперт.
Такие проблемы гораздо сильнее затрагивают небольшие банки, поскольку у них менее развиты автоматизированные процессы, и им сложнее выполнять все установленные требования.
При этом в последнее время объем платежей через СБП значительно увеличился: во втором квартале текущего года через систему прошло свыше 3 млрд операций на сумму 22 трлн рублей. Кроме того, начиная с 11 января вступили в силу обновленные правила валютного контроля, установившие более строгие требования для банков, отметил Федор Сидоров.
Какие у банков есть проблемы при валютном контролеВ Центробанке ответили на обращение, что валютный контроль обязан осуществляться банками вне зависимости от используемых систем или способов перевода. При трансграничных операциях через СБП необходимо информировать клиента об ограничениях и размещать в приложении плательщика краткое уведомление о действующих мерах, указал регулятор.
«Рекомендуем организовать систему контроля в кредитной организации таким образом, чтобы банк мог удостовериться в разрешении операции до ее проведения», — сказано в ответе ЦБ.
Исходя из данных комментариев, можно сделать вывод, что ответственность за решение данной задачи перенесена на банки – это можно считать разумным компромиссом, отметил Федор Сидоров. Однако для реализации этого потребуется серьезная доработка банковских систем, считает он.
Все этапы валютного контроля должны быть завершены до отправки платежа, а не во время или уже по факту его совершения, уточнил профессор бизнес-практики по цифровым финансам МВА, Алексей Войлуков, работающий в Президентской академии. Это означает, что банк обязан запросить и проверить документы, подтверждающие характер операции (например, наличие внешнеторгового контракта), пояснил он.
— Механизм валютного контроля в СБП включает проверку данных контрагентов, назначения платежа и анализ соответствия операции требованиям валютного законодательства. Служба быстрых платежей не отменяет и не сокращает эти процедуры — просто перевод выполняется мгновенно, поэтому все контрольные действия должны быть завершены до запуска операции, — заявил эксперт.
Поскольку с прошлого года СБП позволяет проводить операции между юридическими лицами, именно это создает ситуацию, когда трансакции проходят без необходимого валютного контроля, отметила доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ имени Г.В. Плеханова Татьяна Белянчикова.
По словам эксперта, плательщики несут ответственность за законность операций, однако банки обязаны проверять переводы как агенты валютного контроля. Размещение предупреждений о наказаниях за нарушение валютного законодательства в приложении – необходимая мера, но недостаточная, убеждена Татьяна Белянчикова. В ряде случаев операции с участием нерезидентов целесообразно проводить вне системы быстрых платежей.
Другой вариант — снять с банков ответственность, но такое решение противоречит сути их роли агентов валютного контроля, подчеркнула она. Наиболее возможный выход — организовать более тщательную проверку операций уже после их проведения, а органы власти будут информированы о выявленных нарушениях. Однако оба варианта не являются достаточно эффективными для предотвращения нелегальных операций, считает эксперт.
В некоторых случаях это может представлять угрозу экономической безопасности страны, несмотря на ограничение суммы операций до 1 млн рублей за одну трансакцию. Поэтому вопрос требует детальной проработки с участием представителей бизнеса, Банка России и государственных органов, заключила Татьяна Белянчикова.