Стоимость золота на международном рынке превысила отметку в $4 тыс. за тройскую унцию, регулярно обновляя исторические максимумы, включая значения с учётом инфляции. Такой рост в значительной степени объясняется увеличением спроса со стороны центральных банков, которые активно закупают драгоценный металл на фоне геополитической нестабильности. Несмотря на это, в 2025 году в списке покупателей отсутствует Банк России, который, напротив, осуществлял продажу золота. Причины такой стратегии на фоне рекордных цен и её долгосрочную обоснованность рассматривает материал «Известий».
Рекордные значения продолжают обновлятьсяС начала года цена на золото поднялась с $2600 до $4100 за унцию, а на прошлой неделе достигала уровня $4350. Это ралли стало одним из крупнейших в истории. В определённый момент был установлен рекорд с учетом инфляции, побивший значение 1980 года. Мировая нестабильность, обеспокоенность долгом ведущих экономик, торговые войны и сомнения в будущем фиатных валют усилили спрос на золото до беспрецедентного уровня.
Главным драйвером роста, как и прежде, стал спрос со стороны центробанков. В 1990–2000-х ЦБ в основном продавали золото, но после кризиса 2008 года направление изменилось. В 2023–2024 годах объёмы закупок достигли рекордных значений. В 2025 году чистые покупки снизились до примерно 20 тонн в месяц (в августе — 19 тонн). Среди лидеров по объёмам покупок — Польша (67 тонн), а также Азербайджан, Казахстан, Китай и Турция.
В 2025 году четыре страны исполнили роль чистых продавцов золота. На первом месте по объемам продажи оказался Узбекистан, второе место занял Сингапур, а третье — Россия, которая реализовала примерно 8 тонн металла в период с января по август. Хотя в сентябре Банк России впервые за полтора года вернулся к покупкам, приобретя около 3 тонн, итог за девять месяцев остаётся отрицательным.
Противодействие инфляции — ключевая причина.
Ранее Россия активно увеличивала золотовалютные резервы. В начале 2010-х РФ не входила даже в десятку крупнейших держателей золота, а к 2025 году поднялась на пятое место. Стоимость резервов выросла еще быстрее: с осени 2023-го она удвоилась с $140 млрд до $282 млрд, преимущественно из-за переоценки, так как физические объёмы почти не увеличились.
Сокращение закупок и переход к продажам выглядят любопытно. С одной стороны, нынешние цены исторически высоки. При таких высоких ценах существует риск покупки «на пике», что может оказаться в экономическом пузыре. При этом ситуация в мире остаётся нестабильной, и большинство аналитиков предполагает дальнейший рост золота. Этот металл продолжает быть традиционным активом-убежищем, востребованным при снижении доверия к другим резервным средствам. В отличие от криптовалют, золото сохраняет и утилитарную стоимость, поэтому выступает более надёжной страховкой.
Что же заставляет российский ЦБ временно приостановить закупки и перейти к продаже металла, пусть и в небольших объёмах?
По словам заведующего лабораторией денежно-кредитной политики Института Гайдара Евгения Горюнова, Банк России реализует золото в рамках операций «зеркалирования».
— Когда бюджет государства тратит средства из Фонда национального благосостояния, в экономику поступают дополнительные рубли, — поясняет эксперт. — Для нейтрализации этого эффекта ЦБ продает валюту или золото. Сейчас это не связано с управлением активами, а с необходимостью поддерживать предсказуемую динамику денежного предложения на фоне активных расходов Минфина для покрытия дефицита.
Аналогичные мысли высказал в интервью «Известиям» аналитик агентства «Эксперт РА» по суверенным рейтингам Кирилл Лысенко. Он отметил, что покупка золота уменьшает объём ликвидных рублёвых средств, следовательно, розширение рублевой денежной массы под золото может способствовать росту инфляции, если не компенсируется стерилизацией. При этом при ужесточении денежно-кредитной политики и инфляционных рисках ЦБ избегает увеличения эмиссии, связанной с покупками золота.
— Кроме того, доля золота в международных резервах уже достаточно высока — 39,6% по состоянию на 1 октября 2025 года. При этом драгметаллы сохраняют ограниченную ликвидность, особенно на фоне санкций. В условиях рекордных мировых цен дополнительное накопление золота экономически не оправдано. Сохранение текущей структуры резервов — более разумный выбор, — считает Лысенко.
Нет жёсткого ограничения— По моему мнению, Банк России продает золото не из стратегического желания, а вынужденно, чтобы соблюдать бюджетное правило, предполагающее продажу валюты или золота, — считает заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Президентской академии Александр Абрамов. — При дефиците конвертируемой валюты приходится продавать именно золото.
Об операции продажи золота ЦБ на рынке эксперт предупреждает, что это не меры по стабилизации цен, поскольку мировые центры ценообразования на драгметаллы находятся за пределами России.
Ещё одним фактором может служить то, что Банк России в основном покупает золото российского производства. Компании, занимающиеся добычей, заинтересованы в увеличении доли золота в международных резервах, ожидая новые заказы. В прошлом это позволяло ЦБ наращивать запасы без значительных валютных затрат. Россия занимает второе место в мире по добыче золота в 2024 году после Китая, произведя 330 тонн. Однако сейчас важным фактором стала стоимость рубля: при его укреплении приобретать золото для резервов становится менее выгодно.
В России часто обсуждался вопрос наличия жёсткого потолка доли золота в резервах ЦБ, но на практике нормы гибки и зависят от ситуации на финансовых рынках и глобальной конъюнктуры — как экономической, так и политической.
— У регулятора нет простого универсального правила для доли золота в золотовалютных резервах (ЗВР). ЦБ корректирует структуру портфеля ЗВР, опираясь на внутренние модели, которые учитывают прогнозы и необходимые действия для сохранения валютной и финансовой стабильности, — пояснил Кирилл Лысенко.