В России создан наземный робототехнический комплекс, предназначенный для преодоления траншей, рвов и других аналогичных препятствий. Этот дистанционно управляемый аппарат переносит специальную конструкцию, которую потом перекидывает через преграду, обеспечивая перемещение легкой техники. По мнению экспертов, это позволяет сократить подверженность инженерных подразделений риску, повысить скорость наступления и при необходимости организовать эвакуацию.
Что собой представляют дроны-мостоукладчикиВ России разработан наземный беспилотник, способный преодолевать траншеи, рвы и прочие барьеры, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Робот подходит к препятствию, держа на себе металлическую конструкцию, которую затем перекидывает через преграду. После этого по ней могут пройти другие роботы или бойцы на мотоциклах.
Дроны-мостоукладчики облегчают преодоление противотанковых рвов, разрушенных участков дорог, окопов, траншей и канав. Это должно значительно увеличить скорость наступательных операций и снизить риски для инженерных подразделений. Такие роботы также могут использоваться для вывода техники из-под огня, смены направления атаки или организации эвакуации.
— Бронированные мостоукладчики создавались еще в советское время на базе танков и участвовали в боевых действиях в составе бронетанковых войск. Однако сегодня пилотируемая техника относится к группе повышенного риска, а задачи по преодолению преград остаются, — пояснил «Известиям» редактор портала Militaryrussia Дмитрий Корнев. — Появление беспилотных средств различной массы и класса с возможностью создания мостов разной длины станет очень востребованным на передовой. Для препятствий, которые преодолевают мотоциклисты или багги, не обязательно сооружать мост, рассчитанный на 50 тонн — можно сделать более легкую конструкцию. Ранее подобных средств не было. Их применение более эффективно и безопасно в условиях активных боевых действий, особенно при господстве дронов в воздухе.
По словам эксперта, современные образцы могут оснащаться модульными мостовыми секциями из композитных материалов и силовыми приводами, позволяющими развертывать конструкцию за несколько минут.
— Если объединить такие аппараты в единую систему управления, можно синхронизировать инженерное обеспечение с действиями наземных подразделений — заранее формировать маршруты и создавать временные переправы, — добавил Дмитрий Корнев. — Автономные инженерные комплексы будут выполнять функции саперов, минимизируя участие людей и обеспечивая непрерывную мобильность войск.
Военный эксперт Юрий Лямин отметил, что появление небольших аналогов инженерной техники на базе танков выглядит вполне логично.
— В ходе боевых действий иногда требуется преодолеть небольшие реки или участки с грязью, где техника может застрять. Такие аппараты оказывают помощь в этих ситуациях.
В настоящее время активно используются мотоциклы и другая легкая техника, но бывают ситуации, когда пройти самостоятельно они не могут, и тогда необходим временный мост. Это помогает обеспечивать логистику. При большом количестве летающих дронов любое промедление приводит к потерям. Роботизированные платформы отлично подходят для инженерных задач.
Новые виды наземных беспилотниковРанее «Известия» сообщали, что артиллерийские подразделения освоили новое применение наземных беспилотников. При занятии огневых позиций рядом с орудиями дежурят роботизированные комплексы на гусеничном шасси с средствами РЭБ, которые блокируют частотные диапазоны, применяемые операторами вражеских FPV-дронов. Благодаря этому сигнал от дронов не доходит до операторов, что обеспечивает безопасность артиллеристов. Аппарат находится на дежурстве всё время выполнения боевой задачи подразделением. Complex управляется дистанционно.
Кроме того, наземные роботы стали использоваться для погрузки боеприпасов в самоходные артиллерийские установки. Они построены на гусеничном шасси, что позволяет работать в любых погодных условиях. Управление осуществляется через радиоканал, как у FPV-дронов. Операторы с помощью видеопотока в реальном времени видят маневры робота и дистанционно управляют им при помощи пульта. Использование FPV-роботов значительно ускоряет выполнение боевых задач.
В последние годы Россия с большой активностью развивает наземные робототехнические системы. 23 апреля президент Владимир Путин дал поручение ускорить производство безэкипажных катеров, боевых лазеров и робототехнических комплексов. У России уже есть соответствующие разработки, включая готовые комплексы, отметил глава государства.
Ранее «Известия» рассказывали о различных робототехнических разработках. Электрическая установка разминирования «Челнок» основана на беспилотной вездеходной платформе с электрическим приводом. Машина использует шины низкого давления, что позволяет ей проезжать по минным полям с минами на контактных взрывателях. «Челнок» достигает скорости до 50 км/ч, на воде — до 5 км/ч, имеет запас хода около 30 км и массу 1,3 тонны. Разминирующая установка, смонтированная на платформе, способна забрасывать почти 1,4 тонны взрывчатки на дистанцию до 440 метров, создавая проходы в минных полях.
Робототехнический комплекс для минирования «Кактус» способен нести платформу для установки мин или транспортную платформу для доставки и эвакуации. Вес комплекса — 80 кг, при этом он может перевозить до 200 кг груза. Уникальная подвеска позволяет пройти препятствия выше высоты гусениц.
«Известия» также наблюдали испытания специализированной роботизированной платформы для разминирования, основанной на базе коммерческого погрузчика. Эта техника предназначена для подготовки местности перед работой саперов. Легкие роботы при помощи роторного механизма рыхлят грунт на глубину около 10 см, уничтожая растительность. Разработчики рассчитывают, что новая роботизированная техника повысит эффективность и скорость разминирования в 10–20 раз, а главное — обеспечит максимальную безопасность саперов.