Нефть растёт в цене из-за санкций и отскока от дна


Фото: Global Look Press/Nikolay Gyngazov

Рост нефти до 64 долларов вызван санкциями, геополитикой и зимним спросом

Утром 23 октября цена барреля нефти выросла с $60,6 до $64,5. В статье «Известий» рассматриваются предпосылки возможного начала нового цикла повышения стоимости «черного золота» и факторы, способные повлиять на нефтяные цены.

Новый виток угроз

Министерство финансов США объявило о введении новых санкций против крупнейших российских нефтяных компаний и их структурных подразделений. Это событие привело к снижению индекса Мосбиржи, однако котировки нефти повысились на $3 утром 23 октября. Аналогичный рост в $3 продемонстрировала нефть марки Urals, что положительно сказалось на доходах российских предприятий.

Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко считает, что кроме санкций, увеличение цен можно объяснить еще двумя ключевыми факторами.

— Во-первых, это ожидания рынка по итогам встречи Дональда Трампа и Си Цзиньпина в рамках саммита АТЭС. Во-вторых, сокращение мировых запасов нефти, рынок ждал роста цен до выхода данных, — поясняет он.

Среди главных событий, влияющих на нефтяные котировки, аналитик выделил два.

— Во-первых, разрешение или обострение конфликта между США и Венесуэлой, что могуще иметь разные последствия. Итоги переговоров между президентами США и Китая помогут прояснить ситуацию. Также станет ясно, насколько стабилен мир на Ближнем Востоке, на что повлиял Трамп. Во-вторых, важной станет грядущая встреча стран ОПЕК+, намеченная на воскресенье. Ожидается, что будет решено увеличить предложение нефти на рынке, так как текущий ценовой коридор $60-70 за баррель устраивает картель, — рассказал Дудченко.

Цены поднимаются не из-за одного фактора, а из-за совокупности причин. Осенью наблюдалось снижение мирового предложения и рост спроса, что является еще одним фактором ценообразования, отмечает заведующая лабораторией анализа международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко.

— С одной стороны, США сообщили о сокращении национальных запасов в октябре. С другой — отчет ОПЕК фиксирует рост экспорта бензина в Западную Африку. Кроме этого, увеличивается мировой спрос на авиационное топливо и керосин, — перечисляет она.

Антонина Левашенко отмечает, что благодаря сезонным факторам, на выходных цены на нефть Brent и WTI выросли на 3,5%.

— Осенью традиционно снижается объем производства из-за технического обслуживания НПЗ. По данным ОПЕК, в сентябре переработка нефти в мире упала на 1,4 млн баррелей в сутки по сравнению с августом. При этом спрос на нефть зимой обычно возрастает. Страны, включая США, начали накапливать стратегические нефтяные резервы с сентября, — рассказывает Левашенко.

Доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративной экономики Поволжского института управления Екатерина Авдеева считает, что не отдельные санкции представляют угрозу, а их масштабирование.

— Если к санкциям в отношении российских партнеров присоединятся европейские страны, то объемы российской нефти, доступные для торговли, уменьшатся, что приведет к дефициту предложения, — рассуждает она.

Несправедливый баланс

По мнению руководителя направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольги Орловой, нефтяные запасы находятся на пятилетних минимумах. Альтернативы нефти для многих отраслей, включая не только энергетику, фактически нет, но при этом цена барреля остается необоснованно низкой.

— Временный переизбыток предложения объясняется увеличением добычи странами ОПЕК+ с целью сохранить или увеличить долю на рынке. Рынок ориентируется на краткосрочные перспективы, не учитывая реальную долгосрочную потребность в нефти и возможности ее обеспечения. Реальная цена нефти, учитывая ее незаменимость и ограниченность ресурсов, объективно не может быть ниже $100, — считает Орлова.

Прогнозы

Антонина Левашенко напоминает, что по прогнозам Агентства по энергетической информации США, цена нефти Brent в 2026 году снизится примерно на 24% по сравнению с 2025 годом. Аналогичная тенденция ожидается для других сортов нефти.

— Причина этого — прогнозируемый рост предложения на мировом рынке уже в IV квартале 2025 года, согласно оценкам Агентства США и S&P Global. В частности, страны, не входящие в ОПЕК+, такие как Бразилия, запустят новые производственные мощности, — поясняет она.

В числе факторов, способных спровоцировать рост цен, Левашенко называет высокую волатильность рынка при сохранении санкционного давления США на Индию и Китай.

— Существует риск перехода от российской нефти к «черному золоту» из стран Ближнего Востока и Западной Африки, — заключает эксперт.

По мнению специалистов «Финам», цена Brent останется в диапазоне $60-70 за баррель.

— Значительных колебаний вниз не предвидится. Рост выше $70 возможен в случае непредвиденных обстоятельств, например, увеличения геополитической премии. Движение к ценам $69-70 за баррель будет рассматриваться как реализация оптимистичного сценария, — подчеркнул Николай Дудченко.

Начальник отдела по исследованию инвестиционных стратегий «Альфа-Форекс» Спартак Соболев отмечает, что дальнейшее увеличение добычи странами ОПЕК+ позволит сохранить баланс на рынке во время обострения геополитики и санкционного давления на российские энергетические фирмы.

— Таким образом, динамика котировок сохранится в диапазоне $60-78 за баррель Brent, установленном с апреля 2025 года, и продолжится в IV квартале, — комментирует он.

Екатерина Авдеева считает, что фактор зимы окажет значимое влияние на мировые цены.

— При росте спроса и снижении предложения цены могут подняться до $80–90 за баррель в ближайшие три-четыре месяца, — полагает эксперт.

Однако, по ее словам, вероятность устойчивого повышения выше $100 в ближайшее время невелика.