По данным «Известий», сумма претензий налоговой инспекции к блогеру Александре Митрошиной на данный момент превышает 25 млн рублей. Ранее, в начале октября, ФНС указывала сумму в 211 млн рублей. Такая корректировка случилась после проверки налоговых органов, акт которой попал в распоряжение издания. Оказалось, что Митрошина неоднократно вносила изменения в свою налоговую декларацию, в том числе включала в доходы суммы, которые по закону не подлежат налогообложению. В настоящее время блогер находится под домашним арестом по делу о легализации денежных средств. Александра и ее супруг винят в сложившейся ситуации бывших юристов — Алису Волхову и Ольгу Гольцеву. 21 октября был возбужден уголовный процесс против них по обвинению в хищении десятков миллионов у подзащитной.
Сколько налогов Александра Митрошина должна ещё выплатитьОзнакомившись с актом последней налоговой проверки, «Известия» сообщили, что блогер должна выплатить государству около 25 млн рублей. При этом ранее столичная налоговая инспекция №33 сообщала, что сумма долга составляла 211 млн рублей и подала в Арбитражный суд Москвы заявление о признании Митрошиной банкротом.
По информации издания, к началу 2025 года Митрошина уже перечислила в бюджет свыше 666 млн рублей налогов.
В 2023 году в отношении блогера было возбуждено уголовное дело. Следствие считает, что Митрошина уклонилась от уплаты налогов на сумму 127 млн рублей. Было выявлено, что с октября 2020 года по май 2022 года она использовала упрощённую систему налогообложения для ИП, при этом превышала лимит в 150 млн рублей. Чтобы не перейти на общую систему, Митрошина дробила бизнес, переводя деньги трем связанным с ней ИП.
Через полтора месяца блогер заявила о полном погашении задолженности перед налоговой. Она признала свою вину, объяснив ошибку недостаточным вниманием к бухгалтерии. Однако против неё было открыто новое дело — по факту легализации и отмывания средств, а также выявлены новые налоговые задолженности.
Александру Митрошину задержали в марте 2025 года в аэропорту Сочи после возвращения из Дубая. Она полностью признала вину и сейчас находится под домашним арестом с ограничением в использовании интернета и мобильной связи.
Акт налоговой проверки от середины октября 2025 года, с которым ознакомились «Известия», показывает, что сумма невыплаченных налогов на тот момент составляла 141 млн рублей. Однако налогоплательщик неверно отражал доходы: в декларацию включались денежные переводы самой себе, операции по краткосрочным депозитам, возвраты ранее потраченных средств, которые не считаются доходами. После перерасчета размер недоимки снизился до чуть более 25 млн рублей.
8 октября 2025 года Арбитражный суд Москвы оставил без движения заявление налоговой инспекции №33 о признании Митрошиной банкротом. Суд посчитал, что заявление не соответствует требованиям, так как отсутствовали сведения о внесении в суд денежных средств на оплату услуг финансового управляющего, что предписано федеральным законом о банкротстве. Теперь налоговая должна устранить замечания.
Ошибки в декларациях Митрошиной могли возникнуть под воздействием юристовПричины частых корректировок налоговых деклараций блогера во многом связаны с действиями её бывших юристов. 21 октября 2025 года было возбуждено уголовное дело в отношении адвоката Алисы Волховой и юриста Ольги Гольцевой по подозрению в хищении десятков миллионов рублей у Митрошиной.
Следствие утверждает, что с 2023 по 2024 год Волхова, используя доверие клиентки, организовывала схему хищения её средств. По версии правоохранителей, адвокат и её сообщники вводили Митрошину в заблуждение, убеждая её передавать крупные суммы якобы для решения несуществующих проблем, например, для урегулирования вопросов с ФНС в связи с налоговыми проверками.
Общий ущерб, нанесённый блогеру по версии следствия, составляет не менее 41 млн рублей: 10,5 млн рублей были перечислены на счёт ИП Волховой под видом оплаты несуществующей медиации; 9,5 млн рублей — на счет контролируемой Волховой организации «Центр развития "Добро Спорт"»; 21 млн рублей — в качестве благотворительного пожертвования на счёт фонда «Содружество», тоже связанного с адвокатом.
По словам Митрошиной, против неё применялись различные ложные предлоги для давления, в том числе утверждения о блокировке счетов и необходимости срочного вывода активов для их сохранения. Волхова пугала блогера банкротством и обещала помощь в получении гражданства Вануату, требующем значительных вложений.
В заявлении в правоохранительные органы Митрошина отметила, что доверяла Волховой, которая представляла её интересы во время налоговых проверок и уголовного дела по налоговым нарушениям. По версии следствия, это содействовало манипулированию блогером и предложению решения проблем за деньги.
Супруг Александры Митрошиной, Тимур Кошкаров, рассказал «Известиям», что пара подозревала юристов в мошенничестве после того, как те отказались возвращать деньги, якобы переданные на хранение под предлогом блокировки счетов налоговой.
— Консультант и адвокат постоянно внушали Саше, что на неё ведётся охота со стороны налоговых и правоохранительных органов, — отметил он. — Саша боялась возвращаться в Россию, потому что ей говорили, что её сразу арестуют и приговорят. Но фактически её арестовали не из-за черных списков, а из-за действий консультантов.
Тимур уточнил, что супругу начала беспокоить обстановка с угрозами от юристов в конце лета 2024 года.
— Мы встретились с Волховой и Гольцевой в Дубае в сентябре, уже после решения прекратить сотрудничество и передачи соответствующих документов, — пояснил Кошкаров. — На первой встрече они вели себя вежливо, но было видно их беспокойство и недовольство. Они утверждали, что нельзя завершать работу, иначе у Саши возникнут проблемы с налоговой и правоохранительными органами.
Ещё одна встреча прошла в декабре 2024 года, когда юристы предоставили документы якобы из налоговой службы, где выручка Митрошиной была указана в 2,3 раза выше фактической.
— Они угрожали проблемами и намекали, что решить их можно только через них, — рассказал Тимур. — На этой встрече они начали проявлять неуважение ко мне, явно не были довольны моим присутствием. Думаю, именно от них в СМИ поступила информация о том, что бизнесом Саши управляю я. Они также присутствовали на первом заседании после её задержания и раздавали негативные комментарии.
В настоящее время уголовное дело возбуждено по статье о мошенничестве, совершённом группой лиц в особо крупном размере по предварительному сговору.
Влияние пересчёта налоговой задолженности на ситуациюАдвокат Митрошиной, Петр Рыбаков, управляющий партнёр АБ «МУР», не смог подтвердить «Известиям» сведения об итоговой сумме требований к клиентке.
— Мы предоставляем необходимые документы и разъяснения налоговым органам по мере получения требований, — отметил он.
Руководитель аудиторской компании «Юстиком» Ирина Кузнецова объяснила, что ошибка в подсчёте задолженности возникла из-за неверного определения налогооблагаемой базы.
— На самом деле часть суммы была учтена дважды в расчетах, — отметила она.
По мнению правозащитника Екатерины Александрович, налоговые органы зачастую изначально называют максимально возможные суммы претензий, рассчитывая на переговоры, а после проверки остаётся только подтвержденный долг.
— Банкротная процедура даёт дополнительные инструменты воздействия на активы и ускоренного взыскания долгов, — объяснила она. — В конкурсном производстве налоговые требования имеют шанс получить приоритет в распределении средств. Кроме того, это оказывает давление на должника, ограничивает сделки и наносит ущерб репутации, что может способствовать заключению мирового соглашения.
Также налоговая способна использовать банкротное производство как способ зафиксировать претензии до возможного вывода активов во время следствия.
— Таким образом, оставление заявления без движения и уменьшение суммы требований говорит о процессуальной проверке и необходимости доработки претензий, — добавила Александрович. — Налоговая использовала банкротную процедуру для защиты бюджета и давления на должника, но эти меры не решают вопрос уголовной ответственности.
Снижение требований до 25 млн рублей предполагает возможность достижения новых соглашений — по аналогии с 2023 годом, когда блогер погасила задолженность в 127 млн рублей, отметила Ирина Кузнецова.
— Вероятно, эта ситуация разрешится очередным погашением налогового долга до завершения судебных разбирательств по уголовному делу, — считает эксперт.
Однако не исключено, что сумма требований возрастет после пересмотра обязательств за 2024 год, и может быть открыто минимум ещё одно налоговое производство в отношении блогера, полагают специалисты.