Россия и Шри-Ланка впервые организуют совместные военные учения под названием «Тропа Росомахи – 2025». Главным назначением этих маневров является отработка борьбы с нелегальными вооружёнными группировками, а также обмен специализированным опытом: российские военнослужащие передадут свои тактики, апробированные в ходе СВО, в то время как ланкийские бойцы поделятся особенностями ведения операций в условиях тропических лесов. Эксперты считают эти учения важным начальным этапом для установления военного сотрудничества между странами в будущем.
Задачи учений России и Шри-ЛанкиЦеремония открытия маневров прошла 21 октября на базе Центра подготовки Сухопутных войск и спецподразделений вооруженных сил Шри-Ланки. Министерство обороны РФ сообщило, что основное внимание в ходе тренировок будет уделено повышению оперативного взаимодействия между подразделениями и обмену передовыми методами ведения боевых действий в современных условиях.
Российские военные будут осваивать специфику выполнения операций в густой тропической растительности и при высокой температуре. Военный эксперт Юрий Лямин подчеркнул, что армия Шри-Ланки имеет значительный опыт ведения боевых действий в схожих условиях, приобретённый в ходе затяжного противостояния с «Тиграми освобождения Тамил-Илама».
В то же время военнослужащие Шри-Ланки ознакомятся с российским опытом использования FPV-дронов и других малогабаритных беспилотных аппаратов в городских боях. Способность выявлять цели, наносить точечные удары и проводить разведку в условиях плотной городской застройки с помощью дронов — это уникальный опыт, которым сейчас владеют Россия и Украина, добавил эксперт.
— Основная задача — борьба с нелегальными вооружёнными формированиями — остаётся значимой для обеих стран, — сообщил он изданию «Известия». — Несмотря на то что в Шри-Ланке в настоящее время сравнительно спокойно, потенциальная угроза сохраняется. Например, в последние годы государство сталкивалось с нападениями со стороны «Исламского государства» (ИГ, ИГИЛ, организация признана террористической и запрещена в РФ). Так, в 2019 году в результате серии взрывов, за которые ответственность взяла эта террористическая группировка, погибло свыше 320 человек, около 500 получили ранения.
Эксперт отметил, что совместные учения России и Шри-Ланки представляют собой исторический момент и могут служить первыми шагами для взаимного знакомства. «Мы только начнем изучать друг друга, присматриваться и налаживать коммуникацию. Без такого стартового опыта сложно двигаться дальше в военном сотрудничестве», — подчеркнул он.
Справка «Известий»Российская Федерация и Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка официально закрепили развитие двустороннего военного сотрудничества в 2018 году, подписав межправительственное соглашение, направленное на укрепление взаимного доверия, развитие дружественных отношений и повышение международной безопасности.
Документ предусматривает активный обмен мнениями и информацией по ключевым военным вопросам, что особенно важно в контексте совместных усилий по борьбе с терроризмом. Партнерство охватывает тесное взаимодействие в миротворческой деятельности: от обмена опытом до участия в операциях под эгидой ООН.
Особое внимание уделяется совместной подготовке войск и сил. Соглашение включает также сотрудничество в военной медицине, изучении истории, топографии и гидрографии, а также развитие связей в военной культуре и спорте.
Учения продлятся с 21 октября по 4 ноября и пройдут на полигоне «Мадуру Ойа» недалеко от Коломбо. Информация о маневрах была обнародована Восточным военным округом в мае по итогам конференции, прошедшей ранее в Хабаровске.
Реакция региональных игроковДля Москвы эти учения — возможность показать сохранение и даже расширение партнерских отношений вне евразийского пространства, а также укрепить своё влияние в Южной Азии и в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для Шри-Ланки это знак внешнеполитической независимости и попытка диверсифицировать военно-технические связи, чтобы не ограничиваться только Индией и Китаем, отметил «Известиям» политолог, кандидат политических наук, заместитель директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Александр Королев.
Поскольку это первые совместные маневры России и Шри-Ланки, они, безусловно, привлекают внимание региональных игроков. Индия традиционно рассматривает Шри-Ланку как часть своей геополитической сферы влияния, поэтому проведение военных учений рядом с её границами вызывает некоторую настороженность, воспринимаясь как признак расширения внешнего военного присутствия в Индийском океане, отметил Королев.
Индия пока не дала официальных комментариев, а мнения относительно реакции Нью-Дели разделились.
— В Индии рассматривают эти маневры как военно-политическое сотрудничество между двумя важными стратегическими партнерами. Власти видят в этом шаг к усилению регионального мира и стабильности, — рассказал «Известиям» заместитель гендиректора Центра изучения наземных боевых действий в Нью-Дели Ракеш Бхадаурия.
В то же время США и Китай, скорее всего, не одобрят такое сотрудничество, считает Бхадаурия. Обе страны стремятся к доминированию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и появление нового активного игрока с ресурсами усиливает соперничество.
Однако важно отметить, что Россия продвигает всестороннее сотрудничество со Шри-Ланкой, и развитие отношений не ограничивается лишь военной сферой. Существует также значительная экономическая мотивация. В частности, Шри-Ланка рассчитывает на участие российских компаний в строительстве инфраструктуры для приёма СПГ, и Россия могла бы поставлять свой СПГ в страну, сообщили представители республики. В настоящее время ведутся переговоры о совместных энергетических проектах.
15 октября министр энергетики Шри-Ланки Кумара Джаякоди встретился с российским коллегой Сергеем Цивилевым. Ланкийская сторона проявляет интерес к сотрудничеству в области поставок угля, нефти, нефтепереработки и СПГ.
Развивается также культурное взаимодействие между странами. 21 октября министр культуры России Ольга Любимова провела встречу с послом Шри-Ланки Шобини Каушала Гунасекера. «Культурное сотрудничество России и Шри-Ланки представляет собой перспективное направление для укрепления многопрофильного двустороннего диалога», — отметила Любимова. Она подчеркнула важность обмена опытом работы с культурным наследием, а также продвижения национальных традиций и искусства.