В Китае стартовал IV пленум Центрального комитета Коммунистической партии Китая (КПК) 20-го созыва, который продлится до 24 октября. В рамках этого мероприятия планируется обсудить экономическую стратегию страны на следующий пятилетний период. Помимо этого, не исключены кадровые изменения. Накануне пленума началось расследование по делу ряда генералов Народно-освободительной армии Китая (НОАК), обвиняемых в коррупции. Подробнее с ситуацией можно ознакомиться в материале «Известий».
В условиях торгового противостояния«Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, который одновременно занимает пост генерального секретаря ЦК КПК, выступил с докладом от имени Политбюро Центрального комитета и разъяснил предложения КПК по формированию 15-го пятилетнего плана социально-экономического развития на 2026–2030 годы», — информирует агентство Синьхуа.
На пленумах КПК обычно присутствуют 370 членов Центрального комитета. Заседания традиционно проходят в закрытом формате, без присутствия журналистов. Информация о ключевых решениях появляется спустя четыре дня, когда публикуются тезисы нового пятилетнего плана.
Затем план направляется на рассмотрение Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). После одобрения парламентом будет опубликован полный текст основных целей на ближайшие пять лет.
В этот раз пленум проходит на фоне обострения торгового конфликта с США и в преддверии встречи Си Цзиньпина и Дональда Трампа на саммите АТЭС, запланированном на 31 октября—1 ноября 2025 года в корейском городе Кёнджу.
Вполне вероятно, что в центре дискуссий окажутся противоречия с США в сферах торговли и технологий.
Кроме того, не исключены и кадровые перестановки. Накануне пленума стало известно о выведении из рядов партии восьми генералов, в том числе высокопоставленного военного Хэ Вэйдуна, которого обвиняют в злоупотреблениях и коррупции. В военной иерархии он занимал третье место по значимости в стране.
Главный экономист банка ING Линн Сун полагает, что существенно отличий в новом пятилетнем плане от предыдущего ожидать не стоит.
Китай сталкивается с трудностями, вызванными торговой войной, обострившейся после прихода Трампа к власти, а также с «хроническими внутренними проблемами, препятствующими экономическому росту», по данным агентства AP.
Согласно данным, Си Цзиньпин, вероятно, уделит значительное внимание целям Китая стать мировым лидером в технологиях, включая искусственный интеллект.
КПК все больше подчеркивает важность продвижения «новых качественных производительных сил», акцентируя внимание на развитии таких отраслей, как биотехнологии, водородная энергетика, квантовые вычисления.
Старший экономист UBS Нин Чжан считает, что Китай может увеличить инвестиции в передовые технологии, учитывая стремление Пекина укрепить технологическую независимость и снизить зависимость от американских компьютерных чипов.
Эксперт по Китаю из Capital Economics Лэа Фаху отмечает, что ключевой вопрос — изменит ли китайское правительство подход к стимулированию внутреннего потребления. Уже были предприняты меры, включая увеличение финансовой поддержки семей, потребительских кредитов, а также различных программ по обмену бытовой техники и электромобилей.
Чжан утверждает, что стимуляция потребительских расходов сегодня «гораздо более актуальна, чем ранее», однако после обвала рынка недвижимости в последние годы доверие населения к экономике ослабло.
По мнению профессора экономики и торговли Университета Индианы Венди Лейтерт, КНР все еще ограничивает инвестиции в те сферы, которые могли бы сбалансировать экономику и улучшить потребительское поведение, включая здравоохранение, образование, заботу о детях и пожилых.
Кроме внешнего торгового давления, Китай сталкивается с демографическими вызовами, связанными со старением населения. Студентам теперь сложнее найти работу: официальная статистика указывает, что уровень безработицы среди молодежи от 16 до 24 лет достигает около 19%, что сказывается на их вкладе в экономику страны.
Мнения специалистовАлексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова, отмечает, что торговая война между Китаем и США необычна для обеих стран.
— «В Вашингтоне ожидали, что Китай сдастся после первых санкций и повышения тарифов, однако Пекин этого не сделал. Произошло резкое обострение отношений. При этом Китай демонстрирует, что готов сначала сделать паузу и даже пойти на уступки в обмен на то, чтобы США не вводили дополнительные тарифы сверх текущих», — подчеркнул эксперт.
Китаист уверен, что Пекин ждет от США конкретных предложений о взаимных уступках.
— «Параллельно идут торговые переговоры между Китаем и США, которые, судя по утечкам из Китая, проходят достаточно конструктивно», — добавил аналитик.
По его словам, Китай рассчитывает на достижение соглашения и готов отложить ряд мер в этом направлении.
Екатерина Заклязьминская, руководитель Центра мировой политики и стратегического анализа Института Китая и современной Азии РАН, в разговоре с «Известиями» отметила, что недавно были опубликованы макроэкономические данные КНР за первые три квартала 2025 года, подтверждающие стабильный рост экономики.
— «ВВП Китая вырос на 5,2% при целевом показателе в 5%. Перед началом пленума власти подчеркивают, что страна движется по выбранному пути развития», — пояснила китаист.
По ее мнению, 15-я пятилетка с большой долей вероятности продолжит ориентироваться на логику 14-й.
— «Новая пятилетка станет более гибкой, что позволит оперативно реагировать на нестабильную внешнюю конъюнктуру. Скорее всего, не будет фиксированного показателя роста на весь срок. Для развития Китая важны инновационные прорывы, которые, возможно, станут главным акцентом», — сказала она.
По словам аналитика, стратегическое планирование 15-й (2026–2030) и 16-й (2031–2035) пятилетних программ будет ключевым для долгосрочных проектов развития, главной целью которых является завершение социалистической модернизации к 2035 году.
— «Успешная реализация плана окончательно отменит надежды Запада на превращение Китая снова в управляемую "мировую фабрику". Помимо обсуждения пятилетки, на пленуме пройдут кадровые перестановки», — резюмировала Заклязьминская.