Украденное в Лувре ожерелье королевы Гортензии среди драгоценностей


Фото: Louvre Museum/Handout via REUTERS

Украденные в Лувре драгоценности раскрывают тайны королевских и императорских украшений Франции

В воскресенье, 19 октября, в Париже группа злоумышленников проникла в Лувр и похитила несколько ценных украшений. Среди украденных предметов оказалась знаменитая диадема из парюры королевы Гортензии. Воры разбили две музейные витрины и унесли 9 драгоценностей. Детали о похищенных украшениях представлены в материале «Известий».

Диадема императрицы Евгении

В 1853 году, вскоре после свадьбы Евгении Монтихо (будущей императрицы Франции) с Наполеоном III, в Париже была создана диадема, символизирующая их императорский союз. Украшение изготовлено из позолоченного серебра и содержит 212 жемчужин, около 2 тысяч бриллиантов и 992 алмаза огранки «роза».

Наполеон III заказал диадему как свадебный подарок для супруги, используя для неё камни, ранее принадлежавшие короне Франции.

На портрете Евгении кисти Франца Ксавера Винтерхальтера она изображена именно с этой диадемой вскоре после свадьбы.

После крушения Второй империи и ссылки императрицы украшение перешло во владение государства. В 1887 году диадема была выставлена на аукцион в числе королевских драгоценностей, а позже оказалась в руках немцев, в семье Тюрн-унд-Таксис.

Брошь-реликварий императрицы Евгении

В 1855 году ювелир Поле-Альфред Бапст создал брошь в виде «реликвария» для императрицы Евгении — серьёзное украшение из золота и бриллиантов. В центре расположены два крупных солитера из коллекции «Мазарини», переданные короне Франции в XVII веке.

Несмотря на название «реликварий», фактически брошь не содержит места для мощей. Это стильная аллюзия, подчеркивающая статус украшения как «священного» объекта империи.

Большой бант для корсажа императрицы Евгении

Одной из главных ювелирных трансформаций Второй империи стала брошь-бант, предназначенная для корсажа императрицы Евгении. Изначально, примерно в 1855 году, ювелир Франсуа Крамер создал пояс, инкрустированный более чем 4 тысячами бриллиантов, который императрица носила на приеме в Версале 25 августа 1855 года в честь визита королевы Виктории.

Около 1864 года пояс был преобразован в брошь-бант с двумя длинными кисточками, содержащими 2438 бриллиантов и 196 камней огранки «роза».

Этот бант-брошь отражает как моду и роскошь своего времени (пояс на платьях Второй империи носили чуть ниже груди), так и эволюцию ювелирного искусства — украшение меняло форму и функцию. После 1887 года, когда коллекция короны была распродана Французской республикой, брошь вернулась в музей.

Диадема из парюры королевы Гортензии

В начале XIX века, предположительно между 1801 и 1835 годами, была создана сапфировая парюра для королевы Гортензии Богарне, дочери императрицы Жозефины и королевы Голландии.

Диадема парюры украшена 24 сапфирами (10 мелких и 14 крупных) и 1083 бриллиантами, при этом сапфиры имеют природную окраску и происходят с Цейлона (современный Шри-Ланка).

История украшения сложна: оно переходило к королеве Марии-Амалии, а затем к Изабелле Орлеанской.

Такое сочетание сапфиров и бриллиантов отражает традиции европейских дворов: сапфир считался престижным и экзотическим камнем из колониальных земель, а подобный дуэт усиливал визуальное и символическое влияние на придворных мероприятиях и официальных портретах.

Ожерелье из парюры королевы Гортензии

Продолжая тему парюры Гортензии, ожерелье состоит из восьми подвижно закрепленных сапфиров различных размеров и 631 бриллианта. Этот элемент часто выделяют как независимую часть набора украшений.

Ожерелье отражало высокий статус владелицы: крупные сапфиры символизировали богатство, а подвижные крепления придавали легкость и блеск при движении. Значительное количество бриллиантов усиливало общее ощущение роскоши.

Как элемент парюры ожерелье могло сочетаться с диадемой и серьгами, образуя полный комплект драгоценных камней, что было принято в высших слоях европейской аристократии начала XIX века.

Серьга из парюры королевы Гортензии

В составе той же сапфировой парюры королевы Гортензии одна серьга (одна из пары) включает два сапфира (круглый и каплевидный) и 59 бриллиантов.

Эти серьги были неотъемлемой частью вечернего туалета: крупные сапфиры создавали акцент, а множество мелких бриллиантов обеспечивали игру света при свечах. Поскольку серьги идут парой, они уравновешивали симметрию в образе владелицы.

Серьги из данной парюры также служили знаком принадлежности к определённому комплекту: ношение полного набора означало демонстрацию статуса, вкуса и соответствия придворной моде.

Ожерелье из парюры императрицы Марии-Луизы

В марте 1810 года по заказу Наполеона ювелир Франсуа-Рено Нито создал изумрудный комплект для его невесты, австрийской эрцгерцогини Марии-Луизы. Набор включал диадему, ожерелье, пару серег и гребень для волос.

Ожерелье состоит из 32 изумрудов (среди которых 10 грушевидных) и 1138 бриллиантов, из них 874 огранены «бриллиантом» и 264 — «розой». Центральный овальный изумруд весит 13,75 карата и имеет восьмигранную огранку. Источники подчёркивают, что эта парюра принадлежала лично императрице, а не короне, что отличает её от большинства королевских драгоценностей, ставших государственной собственностью.

Пара серег из парюры императрицы Марии-Луизы

В состав того же изумрудного комплекта императрицы Марии-Луизы входит пара серег, каждая из которых содержит шесть изумрудов, включая два грушевидных (весом примерно 45,20 карата), и 108 бриллиантов.

Такие серьги высокого масштаба и сложности подчёркивали не только статус владелицы, но и эстетическую концепцию конца эпохи — переход от неоклассики к романтическому стилю. Ювелирные дома, например Nitot, работали по личным заказам императорского двора.