В Музее петербургского авангарда, являющемся филиалом Государственного музея истории Санкт-Петербурга, демонстрируется выставка под названием «Учиться у природы. Пейзажи Михаила Матюшина». На ней представлены холсты с изображениями озер и закатными пейзажами, акварельные виды Финского залива, а также настоящие корни из карельских лесов. Это первая за долгое время монографическая ретроспектива великого художника, которая впервые пытается проследить всю эволюцию его творчества через призму одного жанра и единственного собрания. Подробнее — в материале «Известий».
Вспоминая авангардВ период формирования и расцвета русского авангарда в 1910–1920-х годах имя Михаила Матюшина было не менее значимым и громким, чем имена Казимира Малевича и Василия Кандинского. Однако с середины 1930-х годов на родине его творчество почти забыли, а открытия признали заблуждениями, работы спрятали в запасники. Возвращение этого искусства в широкий оборот началось за рубежом сначала с тех имен, которые смогли заявить о себе в Европе при жизни. Матюшин, отказавшийся искать признание за границей, оказался во тьме забвения.
Фото: Пресс-служба ГМИ СПбДаже в современной России наследие Матюшина изначально не вызвало большого интереса. Причиной тому служили и институциональные «рэнкинги» западных искусствоведов, и сама специфика творчества художника — оно было менее радикальным и эффектным, чем у автора «Черного квадрата», и уступало по объему и масштабу работам Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова. Конечно, отдельные работы показывали, но чаще всего в рамках коллективных выставок.
Лишь последние годы ситуация стала меняться: произведения Матюшина стали чаще появляться на выставках, а его музыкальные композиции — звучать на крупных сценах. Например, научная реконструкция его оперы «Победа над Солнцем» была впервые исполнена в Московской филармонии и теперь круглосуточно демонстрируется на выставке «Наш авангард» в Русском музее. Весной в Центре «Зотов» с успехом прошла большая совместная выставка Матюшина и его жены Елены Гуро «Любовь в авангарде», что показало — эти художники уже не чужды широкой аудитории.
Мостик к будущемуТеперь эстафету принимает Санкт-Петербург. В Музее петербургского авангарда, расположенном в доме, где жил Матюшин, открылась новая выставка, не пересекающаяся с московской по составу экспонатов. В Москве акцент делался на историю любви и личности художников. А здесь задача другая — продемонстрировать развитие стиля Матюшина на примере одного жанра, начиная от ученических зарисовок и вплоть до поздних экспериментов.
Фото: Пресс-служба ГМИ СПбНекоторые картины ранее уже находились в этом доме в постоянной экспозиции, но, спустившись с мастерской на первый этаж, они зазвучали совсем иначе. Особенно выделяется «Мостик» — крупное и в то же время загадочное полотно Матюшина. Точная дата его создания неизвестна, сведения расходятся, но стиль, явно вдохновленный французским импрессионизмом, указывает на начало XX века.
Листва молодых деревьев, сияющая на солнце, образует свод над лесной тропинкой, уходящей в глубь картины. Детальная проработка зеленых крон выглядит необычно для последующей живописной манеры художника. «Мостик» специально изолирован от других работ, служа своеобразной увертюрой к выставке и притягивая взгляды посетителей.
Также в витрине стоит скульптура из корней деревьев, ранее расположенная просто на полу в мастерской, без должного восприятия как искусства. Сейчас этот арт-объект стал одним из главных экспонатов: Матюшин закрепил найденные в карельских лесах коряги так, что их изгибы напоминают обобщенный образ танца.
Фото: Пресс-служба ГМИ СПбМатериал скульптуры преднамеренно оставлен грубым, «приземленным» и естественным, сохраняется кора. При этом Матюшин раскрывает удивительную внутреннюю гибкость формы, не меняя исходную структуру. В отличие от традиционных скульпторов он не резал и не строгал, а лишь обрезал сучья, чтобы подчеркнуть природную динамику и художественность.
Отчасти похожие идеи отражены в его фотографиях. Например, снимок «Корни-великаны» 1912 года, показывающий мощные корни, словно щупальца, на песчаном склоне, напечатан для выставки крупным форматом и размещен внизу, на уровне ног, имитируя положение корней. Фотографии с кронами деревьев расположены под потолком, воспроизводя взгляд самого художника.
Пейзаж со всех сторонОсновное внимание на выставке, конечно, уделено живописи и графике. Они размещены на уровне глаз, чтобы зрители могли рассмотреть пейзажи во всех деталях без отражений и бликов. ГМИ СПб хранит крупнейшую в мире коллекцию произведений Матюшина, и многие из них показаны впервые. Среди открытий — двусторонний пейзаж 1909 года, где с обеих сторон холста изображено закатное либо предрассветное небо с разноцветными переходами. На одной стороне добавлен стог сена, изображение известно публике, а обратная сторона всю жизнь оставалась скрытой и оказалась более интересной — стремящейся выйти за рамки традиционного искусства и предвещать будущие открытия, вплоть до знаменитой работы «Движение в пространстве».
Фото: Пресс-служба ГМИ СПбЧто касается графики, здесь также представлены неизвестные широкой аудитории и даже специалистам произведения. Например, впечатляющая панорама Финского залива или набросок неба карандашом, сочетающий реализм и абстракцию. Внимание уделено и знаменитым работам, таким как поздний «Пейзаж. Вхождение сфер», где разноцветные штрихи закручиваются в два огромных вихря, встречающихся в метафизической бесконечности.
Для Матюшина природа была не только лесами, озёрами, полями и горами — видимым физическим миром. Она также предстаёт как «портал» в загадочное четвертое измерение, вибрации которого художник видел во всём, даже в привычных природных явлениях.
Работая на пленэре, Матюшин старался развить способность видеть пейзаж не только глазами, но и всем телом, «впитывая» окружение. Это был один из его принципов: постоянно учиться и осваивать новое. Сам он стал художником относительно поздно — после 30 лет, а выставлять работы начал лишь после 45.
Фото: Пресс-служба ГМИ СПбВ 48 лет он дебютировал в роли композитора, освоив ещё одно ремесло. Интересно, что природа отображается у него и в музыке: на выставке можно услышать отрывок из сюиты «Осенний сон», где звучат «мотив звона кузнечиков», «мотив низко гудящего бурного ветра» и прочие звуковые образы.
Природа стала для Матюшина главным учителем, независимо от избранного вида искусства. Название выставки отсылает к его призыву «не подражайте природе, но учитесь у нее!». Его искусство дарит урок красоты: несмотря на революционные и военные потрясения, работы художника оставались гармоничными и умиротворенными, несмотря на смену стилей — от импрессионизма и кубизма до абстракции и реализма. Возможно, поэтому его искусство сегодня оказалось столь востребованным у зрителей.