16 октября 1940 года нацисты согнали варшавских евреев в гетто. На оккупированных территориях ими было создано более 1100 подобных закрытых зон для людей «низшей расы», однако варшавское гетто оставалось самым крупным. Через него прошло свыше полумиллиона человек. «Известия» напоминают о одной из самых трагичных страниц истории Европы XX века.
Немецкий сапогВ основе нацистской идеологии лежали жестокие концепции расового превосходства «арийцев». Ключевым элементом гитлеровской доктрины была ненависть к евреям, которых нацисты считали «недочеловеками» и намеревались изгнать из Европы или уничтожить. Именно из этих псевдонаучных взглядов возник бесчеловечный нацистский «орднунг», приведший к множеству жертв и в итоге к краху Германии.
Слово «гетто» возникло в средние века. В XVI веке венецианские власти заставили евреев селиться в специально выделенном районе. Нацисты воспользовались этой идеей, когда решили «исключить евреев из немецкого общества, создав оцепленные районы». Они рассматривали это как временную меру перед физическим уничтожением тех, кого считали достойными лишь смерти.
Осенью 1939 года немцы оккупировали Польшу, где проживало около 3 млн польских евреев. Вскоре был введён первый антисемитский указ, обязывавший евреев носить белую повязку с синей звездой Давида. Им запретили пользоваться общественным транспортом, водить детей в обычные школы, заниматься торговлей, работать на большинстве предприятий, а также посещать театры и рестораны.
Узники ВаршавыПервое относительно небольшое гетто было организовано в Петркув-Трыбунальский. Осенью 1940 года немцы решили создать варшавское гетто. 16 октября соответствующий приказ подписал генерал-губернатор Ганс Франк.
Для оправдания концентрации польских евреев в гетто немцы приводили лицемерные доводы — якобы евреи переносят инфекции и изоляция защитит нееврейское население от эпидемий. Еще более циничным был аргумент, что гетто создаётся, чтобы защитить евреев от агрессивных поляков, которых нацисты называли «дикими славянами».
Поляков выселили из этого района, а в 307 га территории загнали всё «неарийское» население Варшавы, включая несколько тысяч еврейских семей из провинций — всего около полумиллиона человек. Без разрешения немецких властей выход из гетто запрещался под угрозой расстрела без суда. Также строго наказывался и сам несанкционированный выход, за исключением редких случаев под контролем жандармов или немецких солдат. Таким образом, узники гетто находились в плену, хотя видимость относительно свободной жизни сохранялась.
Поначалу немцы не открыто заявляли о плане уничтожения евреев. Сначала гетто объявили обычным жилым кварталом с особыми условиями. Позже его обнесли высокой стеной с колючей проволокой, построенной под принуждением самими узниками.
Евреи были изгнаны из общества и заперты внутри гетто. Надежд на нормальную жизнь под нацистской властью у них не осталось. В расширявшемся Третьем рейхе они стали гражданами третьего сорта. Немцы осуществляли информационную блокаду, жители гетто не знали ни о ходе войны, ни о реальном положении дел с «еврейским вопросом».
Плотность населения гетто составляла около 146 тысяч человек на квадратный километр, а в каждой комнате жило по 8–10 человек. Немцы ожидали высокий уровень смертности. Один из руководителей генерал-губернаторства в секретном докладе писал: «Разумеется, создание гетто — временный шаг. Конечная цель — уничтожить этот заражённый очаг».
Стартовала машина смерти. За первые 18 месяцев около 80 тысяч человек умерли преждевременно от инфекций. Там не хватало топлива, канализация не работала...
Будни за колючей проволокойВ гетто немцы организовали юденраты (еврейские органы самоуправления) и еврейскую полицию. Одних узников заставляли следить и арестовывать других. Обстановка напоминала концлагерь, хотя ночевали в комнатах, а не бараках. Полицейские часто задерживали здоровых людей на улицах, отправляя их в концлагеря и на принудительные работы.
С 1941 года в гетто существовал Антифашистский центр, в котором преобладали сторонники коммунистических убеждений, надеявшиеся на помощь Советского Союза. Однако они мало знали о борьбе советского народа против нацизма. К концу 1942 года в подполье появилась еврейская боевая организация, готовившая вооруженное сопротивление немцам и их пособникам. Участники добывали оружие, изготавливали «коктейли Молотова» и соблюдали строгую конспирацию. В итоге им удалось реализовать задуманное.
Жителей гетто использовали как дешёвую рабочую силу — многие трудились по двенадцать часов без выходных за оплату в пять раз меньшую, чем получали поляки. Жалованных было не более трети взрослого населения. Остальные занимались нелегальным трудом — в подвалах создавались швейные мастерские, из подполья поставлялись на рынок варшавские перчатки, куртки, щетки и другие изделия. При выявлении подобных сделок жандармы жестоко наказывали участников.
Несмотря на тяжёлые условия, были и творческие люди, которые не теряли дух: в гетто существовал симфонический оркестр, выходила газета, публикации стихов и картин, ученые продолжали свои исследования и читали лекции.
В гетто царила нищета, многие голодали, и даже картофельные очистки считались деликатесом. Вместе с тем возникла элита из владельцев подпольных мастерских и торговцев, которые могли позволить себе кафе, фрукты, ветчину, вино и даже игорные заведения. Но их участь была предрешена «окончательным решением», разработанным в Берлине.
«Варшавского гетто больше не существует»22 июля 1942 года началась депортация евреев из варшавского гетто в лагеря смерти, в основном — в Треблинку. Сначала туда были направлены добровольцы, собранные обманом с обещанием по три килограмма хлеба и килограмм повидла. На эту уловку откликнулись самые бедные жители, почти все из которых погибли в Треблинке. В это время айнзацгруппы уже приступили к массовому уничтожению еврейского населения на оккупированных территориях. Когда поток добровольцев иссяк, немцы стали вывозить узников насильно тысячами в концлагеря, где к ним относились как к бесправным рабам. В декабре 1942 года подпольные активисты расклеивали по гетто листовки с призывом не доверять СС и бороться за жизнь и честь. Все чаще жители гетто сопротивлялись эсэсовцам и полиции.
16 февраля 1943 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер подписал секретный приказ о ликвидации Варшавского гетто. 19 апреля того же года началось восстание, преданно названное «бунтом обреченных». Повстанцы начали применять спрятанное оружие: гранаты и пистолеты. В гетто вошли части вермахта и СС, однако были вынуждены отступить под огнем непоколебимых бойцов.
Участник восстания Иосиф Раковер оставил свидетельство тех событий: «Еврейское гетто умирает в бою, в огне, под звуки выстрелов, но без криков — евреи не кричат от страха. Они принимают смерть как избавление». Варшавяне не поддержали восстание, хотя историки считают, что подполье могло создать серьезные проблемы оккупационным властям. Немцы долго не могли подавить сопротивление в гетто.
Немецкие войска направляли поджигательные группы и сбрасывали бомбы на запертый район. Поддержку повстанцам принес налет советской авиации в ночь на 14 мая, вызвавший их восторг. Однако уже на следующий день нацисты сожгли гетто полностью. Почти все участники восстания погибли, а руководитель подполья Мордехай Анелевич покончил с собой.
Группенфюрер Юрген Штроп, командовавший силами СС при подавлении восстания, составил 125-страничный рапорт с множеством фотографий, озаглавленный «Варшавского гетто больше не существует». Он торжествовал, лично взорвав синагогу на территории гетто с возгласом «Хайль Гитлер!». Этот фанатик считал себя победителем, хотя не мог предвидеть скорый приход в Варшаву Красной армии — армии-освободительницы.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»