Войска группировки «Центр» продолжают наступательные действия в направлении Красноармейска. Была освобождена территория поселков Балаган и Московское, расположенных на окраинах города Димитров. Несмотря на громкие заявления украинских властей о контратаках и стабилизации обстановки, им не удалось остановить наше продвижение. «Известия» поговорили с бойцами 5-й гвардейской мотострелковой бригады имени первого главы ДНР Александра Захарченко, чтобы узнать подробности боев за освобожденные поселки.
Спланированная оборона— Все действия нашего подразделения необходимо тщательно продумывать. Противник довольно серьезный — это не просто мобилизованные граждане, пойманные в автобусах. У них есть иностранное вооружение, качественная связь, в перехватах мы слышим лишь цифры — они не ведут открытых разговоров. Не стоит рассчитывать на случайный успех, — говорит командир штурмового отряда лейтенант Борис Ларионов.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань Борис ЛарионовСобеседник отметил, что совместно с командиром разведывательного батальона и командиром бригады лично прорабатывал операцию.
— Когда у меня не всё шло по плану, командир бригады пригласил меня к себе. Мы поговорили, он дал несколько советов, которыми я воспользовался. Благодаря этому сейчас я могу стоять здесь и давать интервью об освобождении. Мы обошли противника с того фланга, который он рекомендовал, и там действительно никого не оказалось. Разведчики уже находились в тылу у врага, заняв позиции заранее, — делится Ларионов.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий АстраханьПеред началом штурма поселка пришлось преодолеть километры "зелени" и опорные пункты противника в лесополосах. Борис рассказывает, что оборона на этих позициях была настолько хорошо подготовлена, что встречались двухэтажные блиндажи. Когда после напряженных боев враг начал отступать, думая, что движется к своим позициям, он попал под огонь бригадной разведки, которая за сутки ранее обошла передовые позиции с тыла и закрепилась там.
— Один из врагов всё же вышел из засады. Он сбросил всю снаряжённую модную американскую экипировку, чтобы бегать по полям. Мы не стали его уничтожать. Дали ему дойти до своих «побратимов». Затем изучили это место и артиллерией наносили точечные удары, а потом добивали сбросами и fpv-дронами, — вспоминает лейтенант.
— Я обучаю своих бойцов и разведчиков тому, что можно находиться в пределах 50–70 метров от цели, по которой работает артиллерия. Есть специальные команды — мы их посылаем, ребята прячутся, и затем наносится огневое поражение. Бригадная артиллерия отлично выполняет свою задачу — они действительно бьют именно туда, где находятся противники, — подчеркивает офицер.
Противник использовал мирное население как прикрытие— В поселках враг закреплялся почти в каждом жилом доме, половину населения выселил, а другую половину оставил. Мы действовали тактикой мелких групп при поддержке беспилотных систем, — рассказывает майор Виктор Воронин, командир подразделения БПЛА.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань Виктор ВоронинПо его словам, враг не стремился удерживаться непосредственно в поселках, подвергаясь огневым ударам, а пытался отмениться к многоквартирной застройке Димитрова. Однако основную проблему составляло присутствие мирных жителей, которыми обороняющиеся прикрывались, что ограничивало возможность применять массированный огонь. Для точного поражения целей и дополнительной разведки требовалось постоянное уточнение данных.
— Наши системы развиваются, операторы становятся опытнее. За время специальной военной операции молодые ребята, пришедшие в 18–19 лет, превратились в асов. Противник несет серьезные потери от систем с управлением по оптоволокну. Такая технология практически не имеет средств противодействия — только сбивать их на близкой дистанции стрелковым оружием, но это крайне маловероятно, — объясняет Виктор.
Сейчас, после закрепления наших сил в населенных пунктах, операторы беспилотников полностью контролируют пространство перед поселками и содействуют в отражении контратак. Несколько дней назад попытка флангового удара была успешно отражена: противника обнаружили с воздуха еще на стадии выдвижения из Димитрова.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань Артем НалисныйПешая разведка также помогает в наступлении: с использованием специальных маскировочных средств бойцы незаметно передвигаются, оставаясь вне поля зрения вражеских БПЛА.
— Поскольку "зелень" пока сохраняется, в посадках у противника остаются норы и блиндажи, которые с воздуха не видны. Мы перемещаемся ночью по полям, а днем — между лесополосами, осторожно заходим в населенные пункты, чтобы устраивать засаду. Некоторые разведгруппы формируют накопления внутри поселков, другие проводят за собой штурмовые подразделения, — рассказывает Артем Налисный, командир отделения разведбатальона. По его словам, если происходит ближний стрелковый бой, вражеские подразделения предпочитают отходить, не проявляя устойчивость.