Аномальная зима 1480 года и её влияние на русскую историю — учёные


Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Как аномальная зима 1480 года спасла Псков от Ливонского ордена и изменила ход истории

Аномальные погодные условия зимы 1480 года стали препятствием для проведения военной операции магистра Ливонского ордена Бернда фон дер Борха с целью захвата псковских территорий, что дало жителям региона возможность сохранить свою независимость. Об этом 15 октября сообщается в «Газета.Ru» со ссылкой на Археологический центр ПсковГУ.

«Ранее ученые не были уверены, что аномальная зима 1480 года помешала Ливонскому ордену овладеть Псковом. Однако анализ летописей выявил закономерность. Каменные зимы 1322, 1323, 1341 годов и внезапные заморозки 1436 года совпадали с нападениями на псковские рыболовные поселения», — говорится в статье.

Из-за раннего наступления льда Ливонский орден смог нанести удар уже 1 января 1480 года и овладеть Вышгородком. Тем не менее, силы магистра вскоре отступили из города из-за неожиданного потепления, которое сделало дороги непроходимыми. Первоначально захватчики планировали сосредоточить основные силы 26 января у крепости Нейгаузен, но дата трижды переносилась — сначала на 6, затем на 15 и 20 февраля.

Долгое ожидание сорвало элемент внезапности нападения и при этом предоставило псковичам время на восстановление сил и контратаку.

«Успехи псковичей заставили ливонцев отложить наступление еще на неделю. В итоге они завершили зимнюю кампанию, но результат не оправдал потраченных сил», — подчеркнули историки.

Весной следующего года псковичи смогли пойти на ответ и активно действовать на Чудском озере. В этом им помогло превосходство в числе судов. Ливонцы в своих письмах признавали невозможность противостоять такому флоту.

В 2023 году Герман Артамонов, профессор кафедры новейшей отечественной истории МПГУ, рассказал «Известиям» о важности победы в Ледовом побоище для России. Он напомнил, что перед сражением страна пережила период сильного разрушения Древней Руси в результате нашествия Батыя. Разрушения коснулись территорий Руси по всей ее границе — от Черного до Балтийского морей и от Дуная до Уралов.