Словакия готова созвать Совет ЕС из-за российского газа за столом переговоров


Фото: Getty Images/NurPhoto

Словакия и Венгрия готовы блокировать отказ ЕС от российских энергоносителей к 2028 году

Евросоюз стремится ускорить процесс отказа от импорта российской нефти и газа до 2028 года. В ответ Словакия готовится инициировать внеплановое заседание Совета ЕС, сообщил «Известиям» вице-спикер парламента страны Тибор Гашпар. Братислава также намерена применить право вето против новых санкций в отношении России, если расходы, связанные с их введением, окажутся чрезмерно высокими. Эксперты указывают, что без поддержки других государств у Словакии и Венгрии крайне мало шансов затормозить процесс принятия решения. В статье «Известий» рассматриваются способы сопротивления отказу от российских энергетических ресурсов в Европе.

ЕС ускоряет отказ от российских энергоносителей

Словацкий вице-спикер национального совета Тибор Гашпар в интервью «Известиям» подтвердил планы Словакии запросить внеочередное заседание Совета ЕС из-за решения прекратить закупки российских энергоносителей к 2028 году.

— Словакия может публично заявить, что Еврокомиссия нарушает принцип единогласия при принятии санкций в области внешней политики и безопасности. Премьер-министр Роберт Фицо или министр иностранных дел Юрай Бланар могут подчеркнуть, что «Словакия не будет принимать диктат Брюсселя» и что таким образом ЕК превышает свои полномочия. Правительство может возбудить внеочередное заседание Совета ЕС для пересмотра решения Еврокомиссии и восстановления консенсуса между членами, — заявил Гашпар «Известиям».

Согласно информации Reuters, 8 октября послы ЕС согласовали прекращение закупок российской нефти и газа, несмотря на возражения Венгрии и Словакии. Решение теперь должен утвердить Совет министров иностранных дел ЕС на заседании 20 октября. При этом остаются технические споры, например, касающиеся того, должна ли таможенная служба ЕС проверять происхождение СПГ при его поступлении в порты.

В Брюсселе отмечают, что Еврокомиссии удалось преодолеть первое политическое препятствие на пути принятия соответствующего закона. В мае ЕК опубликовала дорожную карту, согласно которой к концу 2027 года поставки нефти и газа из России в страны ЕС должны быть прекращены.

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо на встрече с Владимиром Путиным в Пекине 2 сентября сообщил о готовности препятствовать реализации данного плана. Он выразил уверенность, что к 1 января 2028 года ситуация может кардинально измениться и данная мера не будет иметь силы, так как нанесет значительный ущерб европейским странам. Аналогичную позицию занимает премьер Венгрии Виктор Орбан.

У Венгрии и Словакии подписаны долгосрочные контракты с «Газпромом»: для Словакии — до 2034 года, для Венгрии — до 2036-го. Аналогичным образом обстоят дела с поставками нефти. В 2024 году Россия поставила в Венгрию через южную ветвь нефтепровода «Дружба» 4,78 млн тонн нефти. Российское сырье составляет около 70% венгерского импорта. Поставки нефти из России в Словакию в среднем равнялись около 450 тыс. тонн ежемесячно в период с 2008 по 2024 год.

Низкие цены на нефть и газ имеют важное значение для промышленности обеих стран. Автомобильная отрасль приносит около 15% ВВП Словакии и половину ее экспорта. Венгрия также производит автомобили — 17% венгерского экспорта приходится на продукцию Audi, Opel и Suzuki. Кроме того, Будапешт активно экспортирует сельскохозяйственную продукцию.

Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков сообщил «Известиям», что отказ ЕС от российских энергоносителей к 2028 году еще не определен окончательно. Он отметил, что Братислава и Будапешт заинтересованы в сохранении российских поставок и будут продолжать противодействовать инициативе Еврокомиссии.

— Любая замена, несомненно, будет менее выгодной для Венгрии и Словакии. Они испытывают огромное давление, — отметил эксперт.

При этом Еврокомиссия старается ввести запрет на импорт энергоносителей из России не через санкции, требующие единогласия, а с применением упрощенной процедуры. Для этого достаточно квалифицированного большинства — поддержки 55% стран ЕС, совокупное население которых составляет не менее 65% от числа жителей всех членов, а также большинства в Европарламенте.

Обход блокирующего права вето стал отдельной тактикой в процессе согласования решений в ЕС, рассказала в интервью «Известиям» кандидат политических наук и главный аналитик АНО «Колаборатория» Дарья Моисеева. Согласно информации прессы, решение уже одобрил комитет постоянных представителей (КОРЕПЕР), включающий послов государств ЕС в Брюсселе.

— Далее утвержденный КОРЕПЕРом проект направляется министерствам стран ЕС для дальнейшего обсуждения. Именно тут начинается наиболее сложная и важная стадия, поскольку заседание КОРЕПЕР — это во многом технический и номинальный этап рассмотрения законопроекта, — подчеркнула эксперт.

Так как при данной процедуре решение не требует единогласия, Словакия и Венгрия не смогут в одиночку его заблокировать. Моисеева отметила, что им остается попытка сформировать союзников. Хотя возможностей немного, такие есть. Так, по данным Politico, ранее Франция и Бельгия отказались поддержать запрет на поставки СПГ из России по действующим договорам к концу 2027-го, а Австрия тоже выражала опасения по этому вопросу.

В то же время Братислава и Будапешт работают над замещением российских поставок. Венгрия уже подписала с компанией Shell десятилетний контракт на газ, а Словакия рассматривает Азербайджан в качестве альтернативы.

Ход согласования 19-го пакета санкций

Одновременно продолжается обсуждение 19-го пакета санкций ЕС против России. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен ранее обещала принять новые ограничения к началу сентября, но процесс согласования затягивается. Причина — в большом числе предложенных ограничений. По словам фон дер Ляйен, ЕС при подготовке 19-го пакета меняет подход, переходя «от поэтапного усиления давления к жестким мерам».

На данный момент в Брюсселе надеются утвердить 19-й пакет на саммите 23–24 октября. Тибор Гашпар сообщил «Известиям», что Словакия будет использовать право вето, если санкции против РФ приведут к непропорциональным издержкам для страны.

— Мы хотим сохранить суверенитет и возможность голоса. Мы не хотим быть вассалами Еврокомиссии. Не желаем, чтобы нами большинством управляли и втягивали в конфликт с Российской Федерацией. Наша задача — защищать национальные интересы, и если санкции нарушают равенство и заставляют Словакию нести чрезмерные расходы, мы будем их отвергать или прибегнем к вето, — подчеркнул Гашпар.

Он отметил, что недопустимо продвигать санкции без достаточных исключений или компенсаций для стран с энергетической зависимостью, таких как Словакия.

— Санкции, особенно в энергетической сфере, оказали значительное негативное воздействие на регионы и промышленность. Игнорирование таких рисков или попытка их обойти — неприемлемая политика для нас, — подытожил Гашпар.

Ранее именно Словакия в июне–июле блокировала принятие 18-го пакета санкций, используя этот рычаг для давления на Еврокомиссию с целью сохранения поставок российского газа. В итоге Братислава поддержала ограничения при условии получения гарантий от Брюсселя. Точные детали пока не раскрываются, но известно, что премьер Роберт Фицо добивается обещания о компенсациях высоких цен на газ за счет европейских фондов.

Основная цель Словакии и Венгрии — получить уступки по ряду вопросов, используя право вето. Так, в 2022 году они добились права получать российскую нефть по нефтепроводу «Дружба», а Венгрия защитила проект АЭС «Пакш-2» от санкций. Тем не менее остается открытым вопрос, насколько долго подобная стратегия будет эффективна, учитывая настойчивые усилия Брюсселя избавиться от блокирующего влияния малых стран и сужение пространства для маневров.