Ядерные учения НАТО вызовут ответные шаги России: игра на поражение


Фото: Global Look Press/Sebastian Willnow

НАТО проводит ядерные учения Стойкий полдень вызывая ответ России и напряжённость Европы

13 октября НАТО начинает ежегодные ядерно-сдерживающие учения под названием «Стойкий полдень». Генеральный секретарь альянса Марк Рютте охарактеризовал их как послание «потенциальному противнику». В Совете Федерации России в интервью «Известиям» заявили, что подобные учения усугубляют ситуацию и вызывают ответную реакцию не только со стороны РФ. Финляндия уже второй год подряд участвует в этих мероприятиях. В это же время американский аналитический центр RAND, выполнявший заказ министерства обороны Великобритании, опубликовал доклад о «русской стратегической культуре» и сценариях применения тактического ядерного оружия в конфликте малой интенсивности. Эксперты считают, что подобные исследования служат целью увеличить финансирование военного комплекса и создать панику в Европе, укрепляя позиции «ястребов».

Ядерно-сдерживающие учения НАТО

Учения «Стойкий полдень» стартуют 13 октября и продлятся до 26 числа. Генсек НАТО Марк Рютте подчеркнул, что основная задача — послать «четкий сигнал» потенциальному противнику. При этом очевидно, кто сейчас воспринимается блоком как противник.

Заместитель председателя Совета Федерации России Константин Косачев в интервью «Известиям» отметил, что такие учения показывают наступательный характер НАТО, а не оборонительный. По его словам, агрессия исходит исключительно от альянса — так происходило и после окончания холодной войны. Москва неоднократно призывала НАТО прекратить расширение военной инфраструктуры на восток и остановить интеграцию соседних с Россией стран.

— Такая ситуация крайне опасна и ведет к ответным мерам не только с российской стороны, но и в глобальном масштабе, так как затрагивает сферу ядерного оружия. При этом ответные действия могут быть ошибочно интерпретированы как агрессия, — подчеркнул сенатор.

По мнению Косачева, потенциал ядерного вооружения распространяется все дальше за пределы стран НАТО.

Военный эксперт Алексей Леонков рассказал «Известиям», что Россия способна ответить собственными учениями. У нас ежегодно проходят стратегические учения с участием ядерных сил, а также внезапные проверки ядерной триады.

— Боеспособность нашей триады обновлена почти на 99%, — отметил он, добавив, что ни одна страна НАТО таких показателей не имеет.

Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко сообщил «Известиям», что в России есть четкий план использования стратегических ядерных сил. По его словам, также необходимо сформировать командование нестратегических ядерных сил для диверсификации ударных возможностей в случае крупного конфликта.

В этом году уже второй раз Финляндия принимает участие в учениях, направляя несколько самолетов и штабных офицеров. В Хельсинки объясняют это интеграцией в ядерное планирование НАТО после вступления в альянс. Однако глава Центра изучения политических и военных конфликтов Андрей Клинцевич считает, что это увеличивает угрозы для России.

— Финская инфраструктура задействована в учениях, летчики получают опыт по применению бомб. На территории Финляндии пока нет ядерного оружия, но после таких учений американцы могут разместить его там на хранение. Это близко к нашим северным рубежам, — пояснил эксперт «Известиям».

Клинцевич также отметил, что эти учения прежде всего рассчитаны на военное политическое руководство России, поскольку во время них отрабатываются протоколы применения ядерного оружия. В условиях нынешнего геополитического напряжения подобные манёвры — чрезвычайно серьезный сигнал.

Провокационный доклад для минобороны Британии

НАТО объясняет свои действия угрозами, которые не имеют под собой фактической основы, нагнетая ситуацию с помощью аналитиков. Американская компания RAND, признанная нежелательной в России, выполнила заказ Минобороны Великобритании на исследование. В докладе «Русская стратегическая культура и ядерный конфликт малой интенсивности» анализируется вероятность применения Россией тактического ядерного оружия в рамках украинского конфликта.

В исследовании предлагается расширить в НАТО понимание российской стратегической культуры, чтобы точнее интерпретировать логику ядерного сдерживания и разрабатывать ответы им. Авторы связывают роль тактического ядерного оружия с историческими, политическими и идеологическими аспектами и считают его инструментом контроля эскалации в европейских кризисах. В ряде смоделированных вариантов ограниченное применение ТЯО Россией может преследовать не только оборонительные, но и принудительные цели — заставить противника к переговорам на условиях Москвы.

Проректор Дипакадемии МИД РФ Олег Карпович рассказал «Известиям», что западные институты нередко выступают лоббистами военной промышленности, поэтому их рекомендации направлены на увеличение бюджета ВПК. Кроме того, многие аналитические центры связаны с политическими силами и создают панику среди населения, чтобы усиливать позиции «ястребов».

— Мы спокойно воспринимаем такие провокации, понимая, что на угрозы нужно адекватно ответить. Россия всегда предпочитала мирные методы — дипломатию, компромиссы и уважение интересов,— отметил Карпович.

Сотрудник кафедры международных отношений МГУ Илья Щербаков считает, что подобные доклады создают «рабочую обстановку» для получения финансирования ведущими оборонными компаниями.

— Эти исследования продолжают идеологическую линию западных советологов времен СССР. Тема угрозы с Востока для Европы и США всегда была способом продвижения внешнеполитических интересов, — добавил эксперт.

Владимир Путин на Валдайском форуме назвал «мантру» о возможной войне с Россией чушью.

— Большинство европейцев не понимают, почему они должны так бояться России, жертвуя собственными интересами. Тем не менее лидеры ЕС продолжают нагнетать истерию, утверждая, что война с Россией близка, повторяя эту ложь снова и снова, — отметил президент.

У РФ нет планов использовать ядерное оружие

Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что для России ядерное оружие — крайняя мера защиты. При конфликте на Украине потребности в применении таких средств не возникало и, по надеждам президента, не возникнет. Однако Москва готова использовать его в ответ на удары по России, Белоруссии либо при вооруженной агрессии против РФ.

Игорь Коротченко отметил, что Россию могут подтолкнуть к применению ядерного оружия в случае блокирования Калининградской области войсками НАТО. По его мнению, победить диспропорцию в четырехкратном превосходстве альянса в численности сил возможно только с помощью тактического или стратегического ядерного оружия.

При этом НАТО постоянно говорит о ядерной угрозе со стороны России и одновременно эскалирует обстановку. Польша даже предлагала США разместить ядерное оружие на своей территории. Если Вашингтон согласится, на границах Союзного государства Россия — Белоруссия появятся стратегические вооружения.

В НАТО остаётся преднамеренная неопределенность в вопросе применения ядерного оружия. Главным поводом для такого шага считается угроза «фундаментальной безопасности» союзников, но точное понимание этого термина не определено. Решения принимаются Североатлантическим советом при участии Группы ядерного планирования.

В сентябре Владимир Путин предложил Дональду Трампу добровольно продлить лимиты стратегических ядерных вооружений еще на год после окончания срока действия СНВ-III в феврале 2026 года. Американский лидер поддержал эту идею.

В распоряжении США находится около 5200 ядерных боезарядов в разном состоянии, из них примерно 1700 стратегических и 200 тактических развернуты. Часть арсенала расположена в Европе. Кроме США, ядерное оружие на этом континенте имеют Франция и Великобритания — около 290 и 225 боезарядов соответственно, при этом цифры примерные, учитывая распределение между развернутыми, резервными и запасными боезарядами.

Следует различать стратегическое и тактическое ядерное оружие: тактическое имеет меньшую мощность и дальность действия. Учет нестратегических ядерных вооружений не ведется, поскольку они не подпадают под международные договоры.

Олег Криволапов, руководитель отдела военно-политических исследований ИСКРАН, рассказал «Известиям», что попыток включить тактическое ядерное оружие в договоры не было, лишь односторонние сокращения со стороны СССР и США в начале 1990-х. Однако по его словам, риск использования ТЯО растет из-за ошибок и недопониманий между конфликтующими сторонами.